С 6 до 9 месяцев: интересно — все!

Когда ребенок начинает ползать на четвереньках

Чтобы кроха освоил настоящее перекрестное ползание, когда руки с ногами движутся синхронно, должно пройти больше полугода. Врачи считают, что хорошо передвигаются ползком дети в 9 месяцев, но не стоит ориентироваться на столь строгие рамки. То время, когда дети начинают ползать на четвереньках, определяется строго индивидуально: одни осваивают навык в полгода, другие дети в год или более.

Своевременное ползание принесет только пользу:

  • младенец улучшает координацию и пытается ориентироваться в пространстве;
  • происходит укрепление позвоночника и мышц;
  • развивается подвижность и гибкость суставов;
  • нормализуется сон.

Значение ползания в детском развитии

Нельзя недооценивать пользу умения передвигаться ползком. Если ребенок совсем не желает ползать, необходимо обратиться к специалисту.

Формирование первых признаков самостоятельности происходит именно тогда, когда малыш сам начинает ползать. В это время он чувствует больше свободы и сам решает, чем ему заняться.

Польза ползания выражается в следующем:

  • тренировка мускулатуры спины и конечностей;
  • развитие опорно-двигательного аппарата и правильное формирование скелета;
  • подготовка к ходьбе;
  • развитие способности ориентироваться;
  • координация движений;
  • участие в становлении нервной системы;
  • улучшение психомоторного развития.

Умение ползать благоприятно сказывается на работе головного мозга. Устанавливается крепкая взаимосвязь между двумя полушариями. Ребенок, который научился двигаться ползком, имеет творческие зачатки и способности к точным, гуманитарным наукам.

Неврологи считают, что ползание имеет более важное значение в развитии детской нервной системы, чем ходьба. Кроме того, ползание благоприятно сказывается на речевом развитии.

Нужно ли учить ребенка ползать?

Как упоминалось выше, ползание является врожденным рефлексом. Учить малыша ползать не надо. Вполне достаточно делать несложные упражнения и создать нужные условия для того, чтобы ребенок научился ползать самостоятельно. Необходимо лишь наблюдать за своим чадом и направлять его действия в правильное русло.

Чтобы вызвать у ребенка желание ползать, необходимо делать следующее:

  • чаще выкладывать на пол, расставляя вокруг него яркие и интересные игрушки;
  • подбадривать малыша;
  • показывать ему, как надо ползти (в этом очень хорошо могут помочь старшие детки);
  • делать общеукрепляющий массаж (при наличии проблем со здоровьем лучше воспользоваться услугами детского массажиста);
  • делать легкую гимнастику;
  • носить в правильном положении на руках.

Не нужно забывать про меры предосторожности. Ребенка стоит класть только на чистый пол, предварительно покрытый покрывалом. Кровать или диван не подойдут

Все острые и маленькие предметы, шнуры и удлинители следует убрать. Также одевать ребенка необходимо в свободную одежду, чтобы движения не были стеснены.

Кровать или диван не подойдут. Все острые и маленькие предметы, шнуры и удлинители следует убрать. Также одевать ребенка необходимо в свободную одежду, чтобы движения не были стеснены.

Более положительные результаты могут принести упражнения для ползания. Они улучшают координацию движений и укрепляют опорно-двигательный аппарат. Хорошо себя зарекомендовали следующие упражнения:

  1. Подтягивание на руках. Малыша надо положить на живот. На маленьком расстоянии от его лица надо повесить погремушку. Когда ребенок захочет достать игрушку, будет напрягаться плечевой пояс. Можно использовать развивающие коврики.

  2. Ходьба на руках. Хорошо развивает мышцы плеча и рук. Необходимо положить малыша на живот на внутреннюю сторону предплечья, его спину при этом нужно придерживать второй рукой. Ребенка следует держать под небольшим наклоном вперед. Он начнет искать опору руками и передвигаться вперед на ладонях.

  3. Фитбол. Кладем ребенка на него животом вниз. Придерживать надо за подмышки. Мяч легонько покачиваем вперед-назад. Данное упражнение хорошо укрепляет мышцы спины. Упражнения на фитболе для грудничков.

  4. На пол положить валик либо небольшую подушку. Малыша нужно аккуратно уложить грудкой на подушку, при этом сгибаем его ноги и ставим на пол коленками. Далее надо встать к ребенку лицом и тихонько подтягивать к себе подушку. Он начнет немного переставлять коленками.

Подведя итог, отметим, что главное в процессе ползания – это желание ребенка. Родителям необходимо всячески поощрять достижения малыша и создавать благоприятные условия для его обучения. Ползание хорошо влияет как на физическое, так и на творческое развитие ребенка. Не говоря уже о том, сколько свободного времени это принесет для мамы. Данный этап развития пропускать не стоит.

Ребенок начал улыбаться и агукать

Физическое формирование – главная составляющая нормального роста новорожденного, но интеллектуальное и психоэмоциональное развитие не менее важны. На разных этапах жизни малыш учится познавать мир посредством органов чувств, а также общаться при помощи мимики и слов.

Когда ребенок может видеть и улыбаться

При рождении у малыша плохо развито зрение, единственное, что он видит – объемные предметы, располагающиеся не дальше 30 см. Более четко грудничок рассматривает окружающую обстановку в 1 месяц. Это период, когда ребенок различает черты лица родителей, их мимику.

Кроха может показывать удовольствие, когда он не голоден, находится в тепле и уюте. В период, когда младенец начинает по-настоящему улыбаться, это становится сразу заметно. Он реагирует на конкретного человека или действие. Это явление может произойти в разные сроки – от 4 недель до 3 месяцев.

По мере роста малыш оживляется: издает звуки, машет ручками, расплывается в улыбке и т.п. Это говорит о нормальном росте крохи, отсутствии отклонений со стороны нервной системы и органов чувств. В возрасте от 20 недель дети способны различать знакомых и незнакомых людей, хмуриться или радоваться при их виде.

Во сколько дети говорят первые слова

Развитие речевого аппарата у малыша – первостепенная задача родителей. Во время общения с крохой с самого его рождения нужно менять интонацию, рассказывая истории, читать больше сказок. Главное – говорить правильными фразами, не коверкая и не сокращая слова, ведь малыш изначально повторяет за взрослыми, а уже потом формирует свой лексический запас.

Этапы, когда ребенок начинает издавать определенные звуки и говорить:

  • 16-ая неделя и больше. Замечается оживление при общении со взрослыми. Основные звуки – «н» и «г».
  • 24-ая неделя. Кроха способен различить, кто именно из взрослых с ним общается, повторяет «ма» и «ба».
  • 32-ая неделя. Появляются в лексиконе новые звуки, хорошо проговариваются простые слоги, к примеру, «па-па-па», «ба-ба» и т. п.
  • 40-ая неделя. Малыш начинает без труда повторять слоги («ля-ля-ля», «ма-», «па-»).
  • 48-ая неделя. Понимает, когда родители что-то запрещают, способен проговаривать около 5 разных слогов.
  • Ближе ко второму году жизни дети умеют называть своих родителей, бабушек, дедушек. По мере познания мира словарный запас стремительно расширяется.

О том, что речевые мышцы начинают активно работать, а связки напрягаются, можно узнать по определенным признакам. В основном это шевеления губами и языком, сосредоточенность и легкое напряжение при прослушивании взрослой речи.

Как научить ребенка говорить:Методики развития речи

Отказ от ползания: есть ли повод насторожиться

Умение двигаться ползком очень важно для развития младенца. Если ребенок не хочет ползать, не стоит пропускать это мимо внимания, рассматривая ползание просто как переходный этап между сидением и ходьбой

Ведь когда малыш начинает ползать, формируются первые признаки самостоятельности, он располагает большей свободой и возможностями.

Кроме этого ползание очень полезно для:

  • тренировки мышц спины и конечностей;
  • формирования скелета и развития опорно-двигательного аппарата;
  • развития координации движений и умения ориентироваться в пространстве;
  • подготовки к прямостоячей ходьбе;
  • улучшения психомоторного развития (при ползании с опорой на ладошки ребенок получает большое количество тактильных ощущений);
  • развития нервной системы, головного мозга.

Умение ползать влияет на развитие полушарий головного мозга, между ними устанавливается прочная взаимосвязь и не наблюдается преобладания одного из них над другим. Дети, научившиеся перемещаться ползком, обладают способностями, как к точным, так и к гуманитарным наукам, имеют творческие задатки.

Невропатологи считают, что период ползания более важен для развития нервной системы ребенка, чем первые шаги.

Также умение ползать положительно влияет на своевременное развитие речи, отсутствие логопедических проблем.

Поэтому при отсутствии у малыша желания ползать в возрасте 8 месяцев, желательно установить причину такого поведения и постараться исправить ситуацию (нужно помнить, что период, во сколько начинают ползать мальчики, может наступить немного позже).

Нежелание двигаться ползком может быть вызвано несколькими факторами.

  1. Проблемы со здоровьем. Может наблюдаться слабость мышц, отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, нервной системы.
  2. Темперамент. Дети в разной степени проявляют свою любознательность и активность. Некоторым больше нравится наблюдать, чем пытаться достать и потрогать предмет. Такой малыш не выражает особого интереса к ползанию.
  3. Нахождение в закрытом пространстве. Проводя большую часть времени в кроватке, малыш просто не понимает, что за ее пределами есть большой и интересный мир, который он может изучать.
  4. Ребенку не дают полежать на животе. Выкладывать ребенка на живот специально – не нужно, а вот стимулировать его активность  нужно любыми способами.
  5. Вес. Даже полные детки будут стараться двигаться всеми доступными способами. Чаще всего крупный ребенок не ползает на четвереньках, поскольку ему трудно удерживать свое тело.
  6. Нет потребности в ползании. Слишком старательные родители настолько опекают свое чадо, что спешат помогать ему в любой ситуации. У младенца просто нет необходимости пытаться что-то достать, ведь мама услужливо преподносит все, к чему только он проявляет интерес.

В большинстве случаев причина нежелания ползать не является очень серьезной и проблему можно решить. Главное знать, как научить ребенка ползать и проявить немного терпения.  

Тише едешь — дальше будешь

Развитие каждого ребенка не подчинено каким-либо строгим возрастным показателям и нормам. То, что один научился делать что-то рано, а второй – позднее, не означает наличие отклонения. Часто мамы и папы торопят события и без должной подготовки начинают учить садиться еще не окрепшего маленького ребенка, не понимая, что сидение – это естественный рефлекс, которому не нужно специально учить. Требуется лишь комплекс тренировок, укрепляющих кости и мышечную систему

Важно запомнить следующее: нельзя тренировать еще грудного и новорожденного ребенка, свои первые попытки сесть малыш позднее должен сделать сам

Предыдущая запись Когда ребенок начинает ползать — во сколько месяцев дети сами ползают
Следующая запись Витамины для детей – рейтинг лучших детских поливитаминов и мультивитаминов

Что делать, если ребенок не ползает вовремя?

Иногда отсутствие у крохи стремления ползать в положенное время может быть связано с различными отклонениями – физическими или психическими. При этом имеются сопутствующие признаки нарушений (9-месячный младенец не сидит без поддержки, присутствуют симптомы психической недоразвитости)

В такой ситуации важно проконсультироваться не только с педиатром, но и обследоваться у ортопеда, хирурга, кардиолога и обязательно у невролога


Если же малыш физически и психически здоров, но все равно не проявляет интереса к ползанию, то его необходимо стимулировать.

Для этого родители выполняют такие манипуляции:

  1. Младенца животом вниз размещают на полу. Лучше, если он будет теплым. Недалеко от малыша кладут яркие игрушки, которые наверняка заинтересуют его. Хорошо, если игрушки будут издавать веселые звуки – это поможет вызвать желание до них дотянуться.
  2. Мама может ласково говорить или звать ребенка. Так он будет пытаться ползти на ее голос.
  3. Если кроха не уверен в своих действиях, не знает, что ему делать, то взрослый может помочь ему и слегка подтолкнуть под попку.
  4. Хорошо помогает наглядный пример. Мама или старший ребенок становится возле крохи и показывает, как нужно ползать. Малыши часто подражают взрослым.

Способы ползания

Способ передвижения карапуз выбирает сам в зависимости от того, как ему удобнее или как больше нравится. Различают три основные манеры ползать:

  • на животе;
  • по-пластунски;
  • на четвереньках.

Легче всего малышу научиться ползать на животе. Уже в три месяца он может переворачиваться и подолгу лежать на животике, осматриваясь вокруг себя. При этом он делает непроизвольные движения, упирается руками и ногами в твердую поверхность, пытаясь подвинуться в интересующем его направлении. Подробнее о том, когда ребенок начинает переворачиваться>>>

Однако младенец не может приподняться, а, наоборот, прижимается животом к полу. Это, скорее, можно назвать сованием.

При таком способе малыш не может быстро перемещаться. Часто, ползая на животе, он движется не вперед, а назад. Умение ползать таким образом хорошо укрепляет мышцы спины и шеи, помогает избавиться от кишечных колик и улучшает работу ЖКТ. О других методах избавления от коликов смотрите в курсе Мягкий животик>>>

Способ, когда ребенок начинает ползать по-пластунски, очень похож на то, как это делают взрослые.

Основные отличия от предыдущей модели ползания заключаются в движении ног. Младенец, лежа на животе, широко расставляет ноги и сгибает их в коленях. А затем, отталкиваясь от пола, выпрямляет ножки и таким образом продвигается вперед. При этом он приподнимается на руках, подтягивая тело.

Ползание по-пластунски помогает формировать у детей навыки чередования движений и является отличной профилактикой дисплазии тазобедренных суставов.

К моменту, когда ребенок начинает ползать на четвереньках обычно он уже хорошо умеет сидеть. Ведь именно из положения сидя удобнее всего становиться «на карачки».  При этом малыш упирается о поверхность только ручками и ножками. Он может стоять на коленках или на выпрямленных ногах. Подробнее о том, когда ребенок начинает сидеть>>>

Ползание на четвереньках считается самым сложным способом, ведь ребенок должен удерживать свое тело в приподнятом положении. Кроме этого ему необходимо уметь держать равновесие, координировать свои движения.

“На четвереньках”

Сначала младенец выполняет все движения не очень уверенно, часто стоит на одном месте, покачиваясь вперед и назад. Однако когда он полностью освоит технику ползания на четвереньках, то будет передвигаться довольно быстро. Такой способ очень полезен для формирования изгибов позвоночника, умения правильно распределять нагрузку на тело во время движения и управлять направлением перемещения.

Малыш может сразу научиться самому элементарному способу ползания, а потом перейти к другой технике. Наиболее сложным считается умение ползать «перекрестным» методом.

Поэтапно: как грудной ребенок учится ползать

Нормой, когда ребенок умеет ползать именно на четырех конечностях, в среднем считается восьмимесячный возраст. Предыдущие стадии чадо проходит еще до этого. Условно можно разделить поэтапный прогресс на несколько периодов развития:

  • лежание (1-2 месяца). Новорожденный ребенок еще не окреп и не предпринимает попыток самостоятельного передвижения. В этот период у грудного ребенка крепнут мышцы спины, шеи, он обучается держать головку. Мозг готовится к дальнейшей двигательной активности. Двухмесячный малыш совершает спонтанные медленные движения руками и ногами;
  • переворачивание (3-4 месяц). Важнейший этап, когда малыш уже будет физически подготовлен совершить свой первый переворот со спины на живот и обратно. Его мышцы достаточно окрепнут для этого;
  • передвижение на животе (период 4-5 мес.). Первый способ, который ребенок пробует для передвижения. Задействованы руки и мышцы шеи и плеч;
  • «по-пластунски» (период 6-8 мес.). Ребенок совершает более активные действия с вовлечением ног и продвигается гораздо быстрее;
  • четвереньки (период 7-9 мес.). Поначалу малыш в попытках ползти будет выполнять раскачивания. Нередко ребенок будет падать или двигаться в обратную сторону, движения конечностей сразу не будут синхронными. Ему можно помочь быстрее и правильно освоить эту синхронность, передвигая его ручки и ножки своими руками или показать пример наглядно. А чтобы малыш пошел вперед, а не назад, просто нужно закрыть ему путь к пространству сзади, поставив спиной к стене или мебели.

Этапы ползания

  1. Лежит на животе, опираясь на вытянутые руки (поднимает туловище)
  2. Использует руки для подтягивания вперед (ползание по-пластунски)
  3. Использует все четыре опоры (ладони и колени), живот не касается опираемой поверхности
  4. Садится из положения на четвереньках
  5. Встает на четвереньки из любого положения
  6. Самостоятельно встает на четвереньки и раскачивается вперед-назад
  7. Пытается менять точки опоры, передвигая их (начало ползания на руках и коленях)
  8. Поочередно и уверенно меняет опору на руки и колени
  9. Может на четвереньках двигаться назад

 Польза ползания

  • укрепление мышц и формирование опорно-двигательного аппарата
  • развитие зрительного аппарата
  • формирование зрительно-двигательной координации
  • развитие мозга, синаптических, межклеточных нейронных связей
  • закладка навыков пространственной ориентации

Как научить ребенка ползать?

  1. Выделите место на полу, где ребенок сможет передвигаться удобным ему способом
  2. Обезопасьте это место, покрыв поверхность нескользящим материалом и убрав все небезопасные предметы, который ребенок может взять в рот, пролить или опрокинуть. На розетки поставьте заглушки, провода уложите в кабель-каналы и т.д. На предметы мебели установите специальные ограничители (заглушки, патрули), которые либо не позволят ребенку открывать дверцы/ящики, либо помогут не прищемить его пальчики.
  3. Создайте поле для действий. Выделите ящик (полку, шкафчик и т.п.), доступный для малыша с интересными для него предметами. Меняйте их, если они больше не привлекают его внимания или они просто надоели.
  4. Будьте примером или познакомьте с теми, кто уже умеет ползать. Не известно, что сработает: пример для подражания или дух соперничества.

(
оценок; рейтинг статьи )

Надо ли учить ребенка ползать?

Если немного переформулировать вопрос и спросить, есть ли польза от способности ползать – ответом будет однозначное «да». А специально учить этому необходимости нет, так как это заложенный с рождения рефлекс. Со стороны родителей потребуется создание комфортных для этого условий и помощь в укреплении мышц с помощью гимнастики и массажа.

Проявление такой способности как ползание – важнейший этап в развитии ребенка. Именно поэтому практически каждый родитель стремится к тому, чтобы их малыш скорее начал ползать. Итак, главные преимущества, которые дает эта способность:

  • развитие подкорковой структуры мозга. Эта структура принимает первостепенное участие в поэтапном формировании всевозможных поведенческих реакций;
  • развитие мелкой моторики. Во время передвижения растягиваются связки запястий и работают кисти, пальцы;
  • большая физическая сила. Как правило, ползающие малыши в дальнейшем намного активнее и физически сильнее своих «неползающих» ровесников;
  • укрепление костно-мышечной системы, в особенности позвоночника, и развитие координации.

Ползание по-пластунски

Новорожденный с первых секунд жизни начинает процесс познания окружающего мира. Он внимательно рассматривает все вокруг, реагирует на яркий свет и прислушивается к звукам. Когда в зоне досягаемости конечностей уже не остается неизученных предметов, природное любопытство побуждает кроху проявлять интерес и к отдаленным предметам.

Период активной деятельности, направленной на познание мира, начинается намного раньше, чем малыши учатся делать первые шаги. Чтобы взять яркую игрушку, стоящую в отдаленном углу комнаты, или догнать уходящую маму приходится становиться на четвереньки и самостоятельно достигать целей.

Специалисты утверждают, что ребенок предпринимает первые попытки к ползанию с самого момента рождения. Это происходит на рефлекторном уровне. Когда родители переворачивают своего кроху со спинки на животик, он начинает активно отталкиваться от поверхности, например, если мама подставляет свою руку под крошечные ножки младенца.

После 3-месячного возраста малыша начнется активный процесс осваивания ползания. В этот период он может по-пластунски (на животе) передвигаться по полу, энергично перебирая ручками и ножками. Матери нужно пристально следить за своим ребенком, поскольку он уже может самостоятельно переворачиваться и легко упадет с дивана или кровати, если его оставить на минуту без присмотра.

Меры безопасности при обучении

Перед тем, как научить детей ползать в 6 месяцев, родители должны создать безопасные условия для этого. Идеальное место для проведения занятий – большой манеж. Если обучение проводится на полу, перед тем, как учить малыша, родители должны:

  • Постелить чистое одеяло и фланелевую пеленку (ситцевые будут скользить и сминаться). Это нужно сделать даже в том случае, если на полу лежит ковер, поскольку пыль от паласа может вызвать аллергическую реакцию;
  • Убедиться, что на полу нет мелких предметов, которые карапуз легко может засунуть в рот, вдохнуть или проглотить;
  • Убедиться, что рядом нет мебели с острыми углами, чтобы малыш не поранился в процессе увлекательного обучения;
  • Убрать из комнаты домашних животных. Собаки или кошки могут воспринимать ползающего малыша как угрозу и проявлять агрессивное поведение. Также кроха может сам спровоцировать животное к агрессии, потянув его за хвост.

Если дома холодно, малыш должен быть достаточно тепло одет. Кофточка должна быть длинной, чтобы во время передвижения по полу грудь и живот не оголялись. Вместо штанишек и брюк лучше надеть ползунки на бретелях – они не будут слетать. На ножках должны быть пинетки или теплые носки, не стесняющие движений. Вся одежда должна подходить по размеру, не сдавливать и не болтаться.

Во время обучения следует снять с крохи соску на цепочке. Также нужно убедиться, что на одежде грудничка нет никаких ремней и веревок. Ползающий кроха может легко запутаться в них и сильно испугаться.

Игрушки, мотивирующие детей к движению, должны быть округлой формы, без острых углов и мелких деталей. Если кроха уже достаточно хорошо ползает и не нуждается в обучении, выпускать его на пол можно только под присмотром родителей. Когда мама хочет заняться своими делами, карапуза можно поместить в кроватку или в манеж. Соорудить подобие манежа самостоятельно очень просто: достаточно просто оградить небольшой угол комнаты листами фанеры или ДСП. Покупной вариант все-таки предпочтительнее – держась за рейки или специальные кольца (в сетчатом манеже), карапуз научится не только ползать, но и вставать.

Для безопасности передвижения не стоит с силой подталкивать ребенка вперед и прилагать большие физические усилия во время выполнения обучающих упражнений. Если мама или папа боится случайно повредить младенцу, лучше делать мотивирующие к ползанию упражнения под руководством медсестры или профессионального массажиста.

Детей, у которых в раннем детстве была дисплазия тазобедренного сустава, обучать передвижению на четвереньках можно только с разрешения ортопеда и после того, как врач позволит снять с больного специальную распорку, фиксирующую правильное положение суставов.

Если малыш плохо себя чувствует, хочет есть или спать, следует перенести обучение на другое время. Занятия будут эффективными только в том случае, если маленький ученик будет в хорошем настроении. Если грудничок отказывается выполнять какие-то упражнения, настаивать не стоит. Нельзя заставить младенца делать то, чего он не хочет. Через какое-то время можно будет снова предложить ему освоить требуемое движение.

Когда ребенок уже начал самостоятельно передвигаться по квартире, можно купить ему манеж с ограждением из сетки или реек

Внимание! Проводить обучение можно только на полу, в детской кровати или в манеже. Ползать на диване грудничок не должен – непоседа может быстро свалиться и получить серьезную травму. Не стоит рисковать здоровьем ребенка

Не стоит рисковать здоровьем ребенка.

Бывают дети, которые не передвигаются по-пластунски и на четвереньках, сразу начинают сидеть и ходить. Однако статистика утверждает, что таких малышей очень мало. Большинство шестимесячных грудничков сначала учится ползать вперед пластунским способом, только потом начинает держать спину прямо. Поэтому родители обязательно должны стимулировать грудничка к активному и быстрому ползанию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector