Ребенок ползет назад — вам нужно беспокоиться?

Чувствительная иннервация

Иннервацию языка обеспечивают 5 из 12 черепно-мозговых нервов. За двигательную иннервацию языка отвечает подъязычный нерв (XII пара). Его двигательный путь имеет два звена.

Центральный его нейрон можно обнаружить в коре головного мозга, в нижней трети прецентральной извилины – также как и для других двигательных нервов, иннервирующих органы артикуляции.

Пирамидным этот путь назван благодаря пирамидным клеткам. Такую форму имеют нейроны в коре, которые управляют движениями. Схема человеческого тела на этой извилине предстает как бы в перевернутом виде, поэтому за работу языка отвечают нейроны в ее нижней трети.

Следующий нейрон находится в ядре продолговатого мозга. Нерв иннервирует собственные мышцы языка, а помимо них — те из скелетных, которые двигают язык вперед и вверх, вниз и назад.

Также этот нерв обеспечивает работу парасимпатической нервной системы. А иннервацию скелетных мышц осуществляют 2 его ветви: верхний гортанный нерв управляет подбородочно-подъязычной мышцей, а нижний гортанный нерв — подъязычно-язычной и шилоязычной мышцами.

https://www.youtube.com/watch?v=gchRIqJrbDY

Центральный нейрон его пути также можно найти в нижней трети прецентральной извилины. А периферический – также в продолговатом мозге, где находится ядро блуждающего нерва.

Центральные нейроны чувствительных нервов расположены в разных областях коры в зависимости от своей специализации. Общая чувствительность представлена в соматосенсорной зоне – в постцентральной извилине теменной доли, также в нижней трети. А вкус представлен во вкусовой коре чуть ниже.

Иннервацию языка в передних 2/3 осуществляет язычный нерв. Он представляет собой ветвь нижнечелюстного нерва (III пары). Он обеспечивает общую чувствительность – осязание, ощущение боли, тепла и холода в передней части языка, а также слизистой дна ротовой полости, передней части нижней десны, небных дужек и миндалин.

А вкусовые ощущения из передних 2/3 языка передает барабанная струна – ответвление лицевого нерва (VII пары). Она также иннервирует слюнные железы. Цепи из чувствительных нейронов сложнее, чем из двигательных.

Обычно цепь включает 3 нейрона. Первый из них находится в ядре соответствующего нерва, следующий – в таламусе, центральный – в соматосенсорной и вкусовой коре. Это относится ко всем вышеуказанным чувствительным нервам.

Есть ли разница? Нужно ли учить ползать?

Ни один здравомыслящий родитель не станет насильно заставлять своего малыша лежать на животе, когда кроха возмущается и кричит. Но постепенно приучать младенца к лежанию на животике все же необходимо. Ведь период ползания является очень важным для развития подкорковых структур мозга. Минимальные мозговые дисфункции, которые сейчас диагностируются у многих детей после тяжелых родов и родовых травм, частично компенсируются именно в период ползания.

Кроме того, ползание помогает укрепить костно-мышечную систему, натренировать руки, запястья, локти и плечи. В итоге дети, которые ползали хотя бы пару месяцев, более физически развиты и более сильны по сравнению с малышами, которые пропустили этот этап. Да и тонкая моторика у них развита лучше, поскольку ползание помогает растянуть связки запястий и кистей рук, что необходимо для развития тонкой моторики. Таким детям будет проще научиться держать в руке карандаш или ложку, а в будущем освоить письмо и рисование.

Что также немаловажно, ползание способствует развитию двусторонней координации. Наш мозг состоят из двух полушарий: правое отвечает за функции левой стороны тела, а левое — за деятельность правой. Когда ребенок ползает, между двумя полушариями идет активная слаженная работа

Малыши лучше управляют своим телом и ориентируются в пространстве

Когда ребенок ползает, между двумя полушариями идет активная слаженная работа. Малыши лучше управляют своим телом и ориентируются в пространстве.

К сожалению, не все дети самостоятельно восполняют пробелы собственного развития. Случается, что умный, развитой ребёнок неожиданно для всех с трудом осваивает грамоту, делая множество ошибок. При этом малыш очень хочет учиться на одни пятерки, но у него просто не получается. Если у ребёнка возникли проблемы с учёбой, надо обязательно проконсультироваться с нейропсихологом, который, возможно, назначит малышу курс реабилитационных занятий. Это система специальных физических и интеллектуальных упражнений, которые помогают развить некоторые отделы мозга. Подобные коррекционные курсы проводятся сегодня во многих специализированных центрах. Важен настрой родителей, которые должны верить в своего малыша, подбадривать его, помогать, — и тогда ребёнок действительно сумеет преодолеть все трудности.

Надо ли учить ребенка ползать?

Если немного переформулировать вопрос и спросить, есть ли польза от способности ползать – ответом будет однозначное «да». А специально учить этому необходимости нет, так как это заложенный с рождения рефлекс. Со стороны родителей потребуется создание комфортных для этого условий и помощь в укреплении мышц с помощью гимнастики и массажа.

Проявление такой способности как ползание – важнейший этап в развитии ребенка. Именно поэтому практически каждый родитель стремится к тому, чтобы их малыш скорее начал ползать. Итак, главные преимущества, которые дает эта способность:

  • развитие подкорковой структуры мозга. Эта структура принимает первостепенное участие в поэтапном формировании всевозможных поведенческих реакций;
  • развитие мелкой моторики. Во время передвижения растягиваются связки запястий и работают кисти, пальцы;
  • большая физическая сила. Как правило, ползающие малыши в дальнейшем намного активнее и физически сильнее своих «неползающих» ровесников;
  • укрепление костно-мышечной системы, в особенности позвоночника, и развитие координации.

Кормление.

Кормление ребенка может быть грудным, искусственным или смешанным. Грудное вскармливание означает, что ребенок питается исключительно грудным материнским молоком. Искусственное питание состоит только из молочных адаптированных смесей. Смешанное питание включает в себя и грудное вскармливание и докармливание молочной смесью.

Режим кормления при грудном вскармливании может быть по требованию ребенка, либо по часам. Как правило, ребенок в 4 месяца кушает каждые 1,5-2 часа. Грудное молоко содержит все необходимые малышу витамины, макро- и микроэлементы. Если ребенок набирает вес, кушает хорошо, значит, молоко жирное и имеет все полезные вещества. Молочная смесь используется тогда, когда у мамы мало молока или по каким-то причинам оно не насыщает ребенка.

В 4 месяца можно начинать понемногу давать малышу соки или пюре. Рекомендуется начинать с яблока. Первый раз не рекомендуется давать много пюре. Начинать нужно с 1 чайной ложки и наблюдать, как реагирует организм ребенка на новый продукт. Каждый следующий продукт нужно также вводить по 1 ложке и смотреть на реакцию ребенка.

Дифференциальная диагностика

Шелушение — это очень распространенный симптом при многих дерматологических заболеваниях. Для постановки точного диагноза врач исключает все внешние факторы воздействия и учитывает сопутствующие симптомы. В ходе диагностики исключают или подтверждают следующие заболевания:

  • Атопический дерматит. На разных участках кожного покрова образуется много очагов воспаления. Ребенок постоянно испытывает зуд. В острой фазе элементы становятся ярко-красными, присутствуют чешуйки, бляшки. В фазе неполной ремиссии обнаруживается сыпь телесного цвета. Эти участки кожи очень сухие и шелушатся.
  • Ихтиоз (диффузная кератома). Заболевание кожи, для которого характерно нарушение процесса ороговения. Сухая кожа шелушится, а в тяжелых случаях патологического процесса на ней образуются чешуйки. Такое заболевание может быть врожденным или приобретенным.
  • Себорейный дерматит. У 50 % новорожденных на коже головы обнаруживают красноватые или желтые чешуйчатые пятна. Также нередко появляются специфические «молочные корочки». При себорейном дерматите у более старших детей довольно часто присутствует перхоть.
  • Эксфолиативный кератолиз. При данной патологии имеются симметричные очаги шелушения на ладонях, поверхности пальцев или на стопах. Перед отшелушиванием на коже появляются пузыри, заполненные воздухом. Эта патология особенно усугубляется в летнее время у детей с повышенной потливостью рук.

Врач тщательно расспросит родителей с целью сбора анамнеза и произведет физикальный осмотр. Также он порекомендует выполнить гистологический анализ образца кожных покровов.

Дополнительно обследование может включать следующее:

  • анализ крови, с целью исключения инфекционной патологии;
  • анализ кала, чтобы исключить наличие паразитов;
  • обследование у нескольких смежных специалистов.

Чтобы установить истинную причину шелушения, ребенка могут направить к: аллергологу, гастроэнтерологу, эндокринологу, неврологу.

Каждому — свои нормы

По мере того, как ваш малыш будет расти и укреплять мышцы ползанием, он будет совершенствовать свои навыки передвижения. Как теперь меняется его мир!

Сколько всего интересного можно увидеть и достать! Мир сверху вниз воспринимается намного интереснее, чем снизу-вверх.

Поэтому с момента, когда ребенок начал ползать на животе, этот навык будет совершенствоваться, проходя разные этапы, пока малыш не научится полноценно ползать:

  1. Начало.

Ребенок ползает по-пластунски, очень неуклюже: одной ногой, боком, или вовсе — задом.

  1. Четвереньки.

Малыш поднимается с живота на ручки и ножки, учится передвигать их: сначала ручки (вместе или поочередно), затем переставляет ножки (пока вместе), обычно «с разгона» — раскачавшись.

  1. Очередность.

Грудничок учится переставлять ручки по одной, затем подвигать ножки по одной. И только после этого координация совершенствуется до одновременных перекрестных движений, которые мы называем ползанием.

Не каждый малыш проходит все этапы, в такой последовательности. Но это вовсе не значит, что что-то не в порядке. Просто у него свои особенности.

Главное, чтобы это происходило своевременно именно для вашего ребенка. Потому что ответов на вопрос — во сколько дети начинают ползать на животе — много.

И каждый из них учитывает состояние здоровья, вес, активность, другие факторы. Кто-то превращается в маленького ужика уже к 4 месяцам, а кому-то непросто поползти и в 6.

Поэтому хочу вас успокоить: если ребенок ползает по-пластунски в 8 месяцев, это не обязательно говорит о серьезных отклонениях. Вполне возможно, что:

  • Ребеночек от природы не очень активен, нерешителен, его нужно стимулировать чем-то занятным;
  • Он крупный, много весит — просто тяжело поднимать свой вес;
  • Возможно, ребенок 8 месяцев ползает на животе, потому что просто не понимает, как поднять свое тело на четвереньки;
  • Мама не дает свободы для передвижения. В кроватке далеко не уползешь.

Как правильно развивать ребенка и обеспечить ему пространство для своевременного освоения всех навыков: переворотов, ползания, ходьбы — смотрите в интернет-курсе Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года>>>

Сроки, в которые дети начинают ползать и этапы процесса

Примерно в 3 месяца многие малыши начинают переворачиваться, благодаря чему обнаруживают много интересного в окружающем мире. Понаблюдав за всем этим в течение нескольких недель, они начинают предпринимать первые робкие попытки передвижения. Поняв, что нельзя дотянуться до всего привлекающего взгляд, они укладываются на живот и начинают ползти. Сроки выработки навыка зависят от физиологических особенностей грудничка и внешних факторов (зачем ползти, если рядом нет ничего интересного?). В среднем это происходит в 6-7 месяцев.

Данные параметры не являются обязательными. Астеничные и активные младенцы могут поползти и в 5 месяцев, упитанные карапузы ждут до 8-9 и даже дольше. В некоторых случаях для стимулирования действий грудничка рекомендуется проведение укрепляющего массажа. Стоит учесть, что ползание считается правильным и полноценным только при условии расположении ребенка на четвереньках. Данное умение является предрасполагающим фактором к выработке навыка ходьбы. Правильное передвижение с четкой перестановкой конечностей окончательно формируется к концу 9-10 месяца.

Малышам редко удается научить свое тело подчиняться с первого раза, зачастую им приходится проходить несколько подготовительных этапов:

  1. Начинается все с ползания на животе. Причем даже здесь некоторые дети отличаются индивидуальным подходом к передвижению. Многие изначально двигаются вбок или назад.
  2. Первые попытки передвижения на четвереньках могут происходить путем выставления ручек вперед и подтягивания обеих ножек. Такие прыжки через какое-то время заменяются перекрестной перестановкой ручек и подтягиванием ножек.
  3. После всего этого малыш наконец-то переходит на перекрестное ползание, при котором ножки и ручки четко сменяют друг друга.

Все из описанного выше нормально при условии, что в процессе передвижения не деформируются суставы ребенка и он не принимает неприродного положения. Практика показывает, что в течение нескольких месяцев навыки оттачиваются, карапуз начинает двигаться уверенно и быстро, при необходимости даже преодолевает невысокие препятствия.

Профилактика

С целью профилактики шелушения на кожных покровах, полезно придерживаться таких рекомендаций:

  • перед прогулками в холодное время года наносить на кожу защитные средства;
  • в гардеробе малыша отдавать предпочтение одежде из натуральных тканей;
  • подбирать бытовую химию (порошки, ополаскиватели, средства для мытья посуды) с более щадящими составами, подходящими для детей;
  • не купать грудничков и детей постарше в горячей воде;
  • контролировать, чтобы ребенок выпивал за день достаточное количество воды;
  • исключить из рациона потенциальные аллергены;
  • регулярно восполнять дефицит витаминов.

С целью профилактики шелушений также полезно завести дома гигрометр и увлажнитель воздуха, чтобы регулярно контролировать уровень влажности, особенно в отопительный сезон.

Нужно ли обращаться к врачу

Новорожденного обязательно нужно показать врачу в таких случаях:

  • малышу уже пошел второй месяц, а шелушений меньше не становится;
  • шелушения неравномерные, присутствует несколько очагов, где процесс протекает особенно остро;
  • резко усилилось шелушение без введения нового прикорма, смены одежды или других изменений в жизни малыша;
  • помимо шелушения у грудничка появляются: красные пятна, зуд, высыпания и подобные им дерматологические дефекты.

Последний пункт относится также к детям постарше. Если помимо шелушения появляются другие настораживающие симптомы, то медлить с визитом к врачу не следует.

Когда следует начать обучать ребенка ползать?

Ответ: с самого рождения. Уже на первом месяце жизни необходимо периодически выкладывать своего малыша на животик, чтобы он старался удерживать свою головку, тем самым, помочь ему лучше видеть окружающий мир.

Яркая игрушка будет симулировать вашего малыша к активности, он будет стараться познакомить с ней поближе и схватить ее своими ручками.

Ребенок ползет к игрушке

В возрасте четырех-пяти месяцев, когда ребенок научится переворачиваться со спины на живот и обратно, его представление об окружающем мире в буквальном смысле переворачиваются, самооценка резко повышается – ведь теперь он многое может делать сам.

А после того, как малыш научился ползать или даже вставать на ножки, происходит настоящая революция тела и духа.

Для родителей настает время постоянного контроля над действиями карапуза. Должны быть хорошо продуманы и обеспечены все меры безопасности

Особенно важно оградить малыша от розеток, электропроводки и мелких деталей, которыми малыш может подавиться

Однако, следует отметить, что степень подвижности малышей, очень разнится: кто-то начинает ползать чуть ли не с 5-ти месяцев, хватая при этом все и везде, а кто-то боятся неизведанного пространства и предпочитают исследовать мир на руках у родителей, начиная ползать только в 8 — 9 месяцев.

Это может быть связано в первую очередь с характером, темпераментом ребенка. Необходимо также исключить заболевания опорно-двигательного аппарата или отставание в психическом развитии.

Крупные детки менее активны, так как вес мешает им передвигаться, поднимать свои части тела. На темпы развития ребенка влияют также нервный стресс, или какое-либо перенесенное заболевание. Однако, когда малыш поправится, он довольно быстро догонит своих сверстников.

Когда нужно обратиться за консультацией к неврологу

Если ползание и его предпосылки вовремя не появилось у малыша, то нужно знать, какие особенности развития малыша требуют консультации у невролога:

— Если ребенок не поворачивается со спины на живот в 5 месяцев,

— Если у ребенка слабая опора на руки в положении на животе, а в вертикальном положении тела он опирается на передний край стопы (встает на кончики пальчиков на опоре на ножки).

— Если ребенок не встает на четвереньки, не сидит с опорой на руки к 7 месяцам,

— Если ребенок не ползает на четвереньках, неустойчиво сидит, не встает у опоры в 9 месяцев,

— В случае повышенной утомляемости ребенка.

 В продолжении этой статьи:

— Как научить ребенка сидеть: рекомендации специалистов, игры и упражнения, гимнастика. 

— Ребенок не ползает: коррекционный комплекс гимнастики для малыша

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Значение ползания в детском развитии

Нельзя недооценивать пользу умения передвигаться ползком. Если ребенок совсем не желает ползать, необходимо обратиться к специалисту.

Формирование первых признаков самостоятельности происходит именно тогда, когда малыш сам начинает ползать. В это время он чувствует больше свободы и сам решает, чем ему заняться.

Польза ползания выражается в следующем:

  • тренировка мускулатуры спины и конечностей;
  • развитие опорно-двигательного аппарата и правильное формирование скелета;
  • подготовка к ходьбе;
  • развитие способности ориентироваться;
  • координация движений;
  • участие в становлении нервной системы;
  • улучшение психомоторного развития.

Умение ползать благоприятно сказывается на работе головного мозга. Устанавливается крепкая взаимосвязь между двумя полушариями. Ребенок, который научился двигаться ползком, имеет творческие зачатки и способности к точным, гуманитарным наукам.

Неврологи считают, что ползание имеет более важное значение в развитии детской нервной системы, чем ходьба. Кроме того, ползание благоприятно сказывается на речевом развитии.

Нужно ли учить ребенка ползать?

Как упоминалось выше, ползание является врожденным рефлексом. Учить малыша ползать не надо. Вполне достаточно делать несложные упражнения и создать нужные условия для того, чтобы ребенок научился ползать самостоятельно. Необходимо лишь наблюдать за своим чадом и направлять его действия в правильное русло.

Чтобы вызвать у ребенка желание ползать, необходимо делать следующее:

  • чаще выкладывать на пол, расставляя вокруг него яркие и интересные игрушки;
  • подбадривать малыша;
  • показывать ему, как надо ползти (в этом очень хорошо могут помочь старшие детки);
  • делать общеукрепляющий массаж (при наличии проблем со здоровьем лучше воспользоваться услугами детского массажиста);
  • делать легкую гимнастику;
  • носить в правильном положении на руках.

Не нужно забывать про меры предосторожности. Ребенка стоит класть только на чистый пол, предварительно покрытый покрывалом. Кровать или диван не подойдут

Все острые и маленькие предметы, шнуры и удлинители следует убрать. Также одевать ребенка необходимо в свободную одежду, чтобы движения не были стеснены.

Кровать или диван не подойдут. Все острые и маленькие предметы, шнуры и удлинители следует убрать. Также одевать ребенка необходимо в свободную одежду, чтобы движения не были стеснены.

Более положительные результаты могут принести упражнения для ползания. Они улучшают координацию движений и укрепляют опорно-двигательный аппарат. Хорошо себя зарекомендовали следующие упражнения:

  1. Подтягивание на руках. Малыша надо положить на живот. На маленьком расстоянии от его лица надо повесить погремушку. Когда ребенок захочет достать игрушку, будет напрягаться плечевой пояс. Можно использовать развивающие коврики.

  2. Ходьба на руках. Хорошо развивает мышцы плеча и рук. Необходимо положить малыша на живот на внутреннюю сторону предплечья, его спину при этом нужно придерживать второй рукой. Ребенка следует держать под небольшим наклоном вперед. Он начнет искать опору руками и передвигаться вперед на ладонях.

  3. Фитбол. Кладем ребенка на него животом вниз. Придерживать надо за подмышки. Мяч легонько покачиваем вперед-назад. Данное упражнение хорошо укрепляет мышцы спины. Упражнения на фитболе для грудничков.

  4. На пол положить валик либо небольшую подушку. Малыша нужно аккуратно уложить грудкой на подушку, при этом сгибаем его ноги и ставим на пол коленками. Далее надо встать к ребенку лицом и тихонько подтягивать к себе подушку. Он начнет немного переставлять коленками.

Подведя итог, отметим, что главное в процессе ползания – это желание ребенка. Родителям необходимо всячески поощрять достижения малыша и создавать благоприятные условия для его обучения. Ползание хорошо влияет как на физическое, так и на творческое развитие ребенка. Не говоря уже о том, сколько свободного времени это принесет для мамы. Данный этап развития пропускать не стоит.

Как поддерживать развитие ребенка

Физическое развитие

Для грудничков любого возраста есть специальные упражнения для укрепления мышц и развития навыков. Это поможет ускорить развитие малыша — ребенок быстрее начнет ползать, активнее изучать игрушки. Иногда у детей и в 4 месяца остается гипертонус мышц в конечностях, чтобы снять его окончательно рекомендуется делать детский массаж. Ему можно научиться самостоятельно или посещать специалиста.

 Можно нашить небольших мешочков из ткани и заполнить их разными крупами, солью, сахаром, бусинами и бисером. Ощупывая их, ребенок развивает мелкую моторику, и учится различать формы и фактуры.  Главное хорошо завязать мешочки, чтобы ничего не высыпалось. Не отходите от малыша во время такой игры, всегда помните о соблюдении безопасности.

Чтобы координация малыша улучшилась, можно сложить интересные предметы чуть дальше зоны его досягаемости. Кроха будет тянуться к ним, изгибаться. Это укрепляет мышцы тела;

Творческое развитие

В этом возрасте малыши уже более осознанно рассматривают картинки. Показывайте ребенку яркие крупные изображения: солнце, зеленую траву, животных. У крохи уже есть любимые мелодии, в такт которым они двигаются, как бы пританцовывая. Нужно расширять диапазон мелодий, давать музыкальные игрушки, включать ребенку классические произведения;

Психологическое развитие

К 4 месяцам младенцы уже различают интонации. Они понимают, когда на них сердятся, а когда хвалят. Они могут понять, сердита ли мама или расстроена, или, наоборот, веселая. Поэтому родители должны постоянно разговаривать с ним. Причем не сюсюкать, а произносить слова четко и медленно. Это стимулирует формирование речевых навыков. В этом возрасте малыш подготавливается к новому этапу младенчества, когда появляется чёткая взаимосвязь между желанием и действием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector