Развитие ребенка на первом году жизни

Содержание:

Первый месяц

В первые недели жизни ребёнок спит 60-80% времени

На этом этапе для младенцев важно постоянное присутствие мамы рядом и своевременное кормление грудным молоком. Поэтому кормящей маме важно наладить лактацию

Особое внимание уделяется для недоношенного новорождённого, которому дополнительно назначают специальные молочные смеси

Несмотря на то, что кроха практически все время спит, для нормального развития важно уделять внимание прогулкам на свежем воздухе. Во время бодрствования купайтесь и принимайте ванны, делайте массаж и гимнастику для новорожденных. Кроме того, нужно приучить малыша к режиму день-ночь

Кроме того, нужно приучить малыша к режиму день-ночь.

В первый месяц жизни малыш умеет:

  • Плакать и улыбаться;
  • Узнавать голос, запах и прикосновения мамы;
  • Совершать микродвижения, активно двигать руками и ногами;
  • Различать яркие цвета, рисунок в полоску и в клетку;
  • Фокусировать взгляд на лице взрослого человека или на ярком неподвижном предмете и следить за движущимся предметом. Для развития этого навыка можно повесить в коляску или над кроваткой подвесную игрушку;
  • Произносить звуки в такт речи говорящего и различать особенности звуков;
  • Приподнимать и удерживать головку несколько секунд, лежа на животике.

В первый месяц кроха набирает по 90-150 грамм в неделю. Таким образом к началу второго месяца жизни вес ребенка в среднем увеличивается на 0,4-0,7 кг по сравнению с массой при рождении. При этом днем он кушает каждые два часа, ночью грудничка прикладывают по три-пять раз.

Этапы развития ребёнка до года

Самый большой рывок в развитии происходит именно до года. За двенадцать месяцев малыш получает колоссальные знания и опыт, которые ему понадобятся на протяжении всей его жизни.

Сразу после рождения врачи оценивают состояние младенца, исключают отклонения и пороки. Далее следить за развитием крохи будет участковый врач-терапевт. Это будет похоже на экзамен. За каждый месяц своей жизни малыш должен чего-то достичь: научиться держать головку, реагировать на свет и шум, прибавить в весе, подрасти и т. д. Нормы развития детей до года включают в себя оценку двигательной активности, сенсорных реакций, речи, эмоционального и социального поведения.

Любые отклонения требуют вмешательства специалистов. Ведь коррекцию легче осуществить, когда организм малыша ещё не до конца сформирован.

Восемь месяцев

Малыш умеет самостоятельно и свободно передвигаться, садиться, лазить, поэтому не оставляйте ребенка на высоте. Он с интересом рассматривает новые игрушки, может узнать на фотографии папу и маму, помахать вслед рукой. В этом возрасте кроха уже пытается кушать самостоятельно и начинает понимать, о чем его просят.

Ребенок выполняет несложные поручения, может что-то принести и показать, легко собирает кубики и пирамидки, закрывает баночки крышками. Появляются первые осознанные слова. Как правило, это “папа”, “мама”, “дай”, “нет” и так далее. Восьмимесячные малыши любят слушать музыку, танцевать, топать ножками и хлопать в ладоши.

Вес младенца увеличивается на 500-600 грамм, рост – на два сантиметра. В восемь месяцев в рацион грудничка должны обязательно входить мясо и творог. Они насыщают организм кальцием и укрепляют костный скелет, который еще слишком хрупкий у малыша. Не забывайте об овощах и фруктах, безмолочных кашах. Блюда для грудничка должны быть пресными, тушеными, вареными или приготовленными на пару без специй и приправ. Можно постепенно включать в рацион рыбу.

Как понять, что грудничок отстает в развитии, и что делать в этом случае?

В соответствии с планом развития и обозначенными в нем возрастными сроками малыш до года должен иметь определенные навыки. Определить уровень психомоторного развития можно, только понаблюдав за слуховой и зрительной реакцией малыша. При этом учитывается и его характер. Если маму беспокоят вопросы развития ребенка, лучше проконсультироваться с педиатром. Незамедлительно обратиться к специалисту необходимо, если ребенок в год:

  • не ползает;
  • не пытается встать или ходить;
  • не произносит ни слов, ни слогов;
  • не удерживает игрушки в ручках;
  • не может сам есть и пить;
  • не реагирует на звуки.

Развитие ребенка в 12 месяцев

К моменту, когда ребенку исполняется год, он обычно осваивает следующие навыки:

  • Ползает и делает неуверенные шаги при помощи руки взрослого или другой опоры;
  • Осваивает “щипковый захват”;
  • Знает, но пока не может произносить названия предметов вокруг;
  • Подражает мимике взрослых;
  • Узнает и эмоционально реагирует на родителей и близких людей как вживую, так и на фотографии;
  • Умеет самостоятельно пить из бутылочки и пытается кушать при помощи ложки;
  • Понимает и исполняет просьбы вроде “дай”, “возьми”, “положи”;
  • Складывает в коробки небольшие предметы и вынимает их обратно, закрывает/открывает крышки банок и бутылок.

Что бы ни говорили стандарты, каждый ребенок уникален и осваивает необходимые навыки в соответствии со своим темпераментом и уровнем физического развития. Не стоит бить тревогу, если вы наблюдаете небольшие отклонения от общих норм. Помните, как важна малышу ваша любовь, поддержка и ободряющая улыбка. С их помощью он будет учиться гораздо охотнее и быстрее.

5 месяц: пора учиться ползать

Пятимесячный карапуз становится всё любопытнее

Он обращает внимание на все предметы, окружающие его, кроме этого, он пытается попробовать их на вкус. Грудничок прекрасно держит головку, но полноценно сидеть ещё не может, спинка к этому не готова

У карапуза появляются интересные упражнения: лёжа на животе, он высоко поднимает голову и вытягивает в стороны ручки, поднимает ножки. Ещё одно упражнение под названием «мостик» позволяет крохе разглядеть, что происходит на заднем плане: лёжа на спине, грудничок упирается головой и ногами в поверхность, приподымая туловище.

В это время у деток перестают косить глазки, но если они всё ещё «бегают», то нужно сообщить об этом детскому окулисту. С помощью специальной гимнастики, проблему можно устранить.

В этом возрасте дети прекрасно различают близких им людей и чужих – это важная стадия в развитии. Зрительная память пятимесячного чада хорошо развита, но после долгого отсутствия члена семьи, дитё на время забывает его.

Некоторые дети учатся ползать, лёжа в кроватке или сидя на попе.

Дитё постоянно требует общения и внимания, сообщая об этом громкими звуками, активными движениями

Грудничок подолгу изучает игрушки, может осознанно трясти погремушкой, перекладывать её из рук в руки, выбрасывать на пол, привлекая внимание мамы. В это время у детей начинают прорезываться первые зубки

На фоне этого они часто капризничают.

Пора учить ребёнка говорить слова мама, папа, деда, баба.

Физические достижения:

  • к весу прибавилось 700 гр, рост на 2 см больше;
  • некоторые детки могут сидеть в специальном детском кресле;
  • легко переворачивается со спины на животик;
  • упирается на ладони и приподымается всем телом;
  • с помощью взрослых устойчиво стоит на ножках.

Психомоторное развитие:

  • понимает интонацию мамы;
  • протягивает ручки, просясь к родителям;
  • кушает с маленькой ложечки, пьёт с кружечки;
  • время кормления превращается в забавную игру;
  • дневной сон становится всё реже. Малыш долго гулит, любит общаться со взрослыми, но если беседа прерывается, то проявляет своё недовольство громким плачем;
  • с интересом рассматривает красочные иллюстрации;
  • засматривается на экран телевизора.

Ребёнок учится ползать, поэтому нужно подумать о его безопасности. Не нужно его оставлять одного на кровати, а если это необходимо, то можно делать барьеры из подушек или одеяла. Главная развивающая игра – различные коробочки с крышками, в которых будет что-нибудь находиться. Ребёнку нравится открывать крышки, доставать и складывать предметы в ёмкость.

Развитие младенца от 0 до 5 месяцев

Самую первую свою характеристику ребёнок получает сразу после рождения. Для этого используют шкалу Апгар, по которой оценивают частоту сердцебиений, дыхание, состояние кожи, мышечный тонус и рефлексы. Также ему измеряют рост и взвешивают. Каждый месяц ребёнок должен прибавлять около 600 грамм и вырастать на 2-3 сантиметра.

К концу первого месяца жизни кроха уже сможет ненадолго удерживать головку. А отлично с этой задачей он будет справляться в три месяца. В период от месяца до трёх ребёнок учится реагировать на звуки, на появление окружающих, узнаёт маму и близких людей.

Родителям нужно ознакомиться с различными методиками воспитания. Исследующие раннее развитие детей до года психологи утверждают, что те малыши, с которыми занимались чуть ли не с первых дней после рождения, быстрее сели, начали ходить, говорить. У таких детей хорошо развиты память и мышление, они менее подвержены стрессам.

В четыре месяца малыш учится приподниматься на ладонях, когда лежит на животе. Он берёт и удерживает предметы, иногда тянет их в рот. Кроха любит ощупывать и разглядывать своё тело. Все движения приобретают более целенаправленный характер.

Стоит обратить внимание на психическое развитие ребёнка. До года он научится многому, но уже первые успехи можно заметить в конце 4 месяца жизни

Малыш начинает осознавать себя как отдельную от мамы личность. Он хорошо распознаёт родных и чужих людей, улыбается своему отражению в зеркале.

В период от 4 до 5 месяцев дети уже достаточно окрепли для занятий гимнастикой. Нужно разминать ручки, ножки, пальчики. Физическое развитие детей до года в большей мере зависит от родителей. Зарядка, упражнения не только укрепляют мышцы, но и формируют психику.

К концу пятого месяца можно увидеть первые результаты в развитии речи. Появляются первые слоги. В это время нужно как можно больше разговаривать с малышом, читать ему сказки, потешки, стихи, да и просто комментировать свои действия.

2 месяц: маму ни с кем не спутаю

Двухмесячного грудничка можно назвать Мастером Перевоплощения. Взглянув на фото первых дней жизни младенца, можно увидеть, как поразительно изменился его облик — малыша словно подменили! Он проявляет себя как социальная личность, радуется присутствию близких ему с рождения людей, изучает окружающее пространство, широко раскрыв глазки, а маленькие губки складываются в улыбку.

Если в первые дни жизни грудничка было совсем не слышно, то сейчас он становится шумным, любит слушать речь взрослых, отвечая уже не кряхтением, а отдельными звуками.

Двухмесячный кроха становится великим имитатором – сменяющееся выражение лица взрослых, нравится грудничку и у него возникает желание подражать.

Движения крошечного создания становятся менее резкими, поскольку малыш начинает постепенно обретать контроль над своим крошечным телом. Плотно сжатые кулачки обретают свободу – пальчики разжимаются, открывается ладошка.

Физическое развитие:

  • прибавка в весе на 800 гр, рост увеличивается на 3 см;
  • после кормления не засыпает, а бодрствует на протяжении 2-х часов;
  • спит 4 раза в день;
  • держит головку несколько секунд;
  • его интересует обстановка;
  • плавно двигает ножками, ручками;
  • может сознательно дотрагиваться до игрушки.

Психомоторное развитие:

  • поворачивает голову в сторону появившегося звука;
  • успокаивается на руках у родителей;
  • может произнести «а-га», «у-гу»»
  • рассматривает собственные руки.

С этого месяца нужно больше общаться с малюткой. «Гулюканье» грудничка – первые уроки речи, которые нужно развивать. Необходимо часто менять положение крохи, чтобы тело не подвергалось деформации.

Прибавка в весе и росте по месяцам: краткий обзор до года

Критерии правильного развития малыша могут сбить с толку новоиспеченных родителей. Если трудно разобраться, то всегда можно спросить совета у участкового педиатра. Главное, что стоит запомнить, – ориентироваться при подсчете измерений следует на первоначальные данные при рождении малыша и уже потом рассчитывать индивидуальную ежемесячную величину прибавки массы и длины тела.

1 месяц В течение первых четырех недель после рождения малыш в норме набирает 600 г массы, в росте до 3 см. Схема питания составляется индивидуально. Оптимальный вариант – это короткий интервал между кормлениями (2-2,5 часа). Для гармоничного развития в приоритете должно быть грудное вскармливание. Если же младенец – искусственник, адаптированной смесью нужно кормить в количестве 90-120 мл за 1 кормление.
2 месяца Набор веса грудничка за 2 месяц составит в среднем 700 г + 3 см роста. Перерывы между кормлениями могут уже стать чуть больше, около 3-3,5 ч. В данный период не стоит спешить отучать ребенка от кормлений в ночное время, иначе вес будет расти не столь интенсивно.
3 месяца На третьем месяце ребенок набирает 800 г и вырастает в длину на 2,5 см. Режим питания остается прежним. Лишь в случае искусственного вскармливания может допускаться увеличение промежутка между кормлениями до получаса. Объем смеси в этом случае увеличивается, составляя порцию в 150 мл. С 3 месяца кроху могут беспокоить колики, газообразование, поэтому часто отмечается нарушение аппетита.
4 месяца К концу четвертого месяца грудничок может набрать до 750 г и вырасти на 2,5 см. Режим кормлений не претерпевает изменений. В следующие месяцы интенсивность повышения массы тела будет постепенно идти на снижение.
5 месяцев В пять месяцев младенец поправится на 700 г, а его рост увеличится на 2 см. Показатели массы и длины к данному периоду увеличиваются вдвое по сравнению с данными ребенка при появлении на свет.
6 месяцев К полугоду малыш добавляет к массе тела уже лишь 650 г, а прибавка роста составляет в среднем 2 см. Промежуток между кормлениями с введением прикорма в рацион увеличивается до 3,5-4 ч. Начинать прикорм лучше с гипоаллергенных овощных культур – кабачка, цветной капусты, брокколи. Пюре дается ребенку в количестве 1/2 ч.л., объем постепенно доводится до 50 г в течение 5-7 дней. К концу шестого месяца прикормом заменяется одно полноценное кормление.
7 месяцев В семь месяцев прибавка в весе у младенца составляет 600 г и рост увеличивается на 2 см. Ребенок питается по привычному режиму, преимущественно молочной пищей, и лишь одно из кормлений содержит прикорм – кашу без глютена или овощное пюре. Приучать к новым блюдам кроху нужно постепенно, предлагая вводимый продукт «капельными» порциями — от 1/2 ч. л. за раз. Так минует опасность внезапной аллергии (еду можно успеть вовремя исключить) или непереносимости продуктов.
8 месяцев Набор массы тела к восьмому месяцу продолжается, прибавка уже не такая активная – всего 550 г, а рост продолжает увеличиваться на 2-2,5 см. Меню ребенка уже можно разнообразить новыми видами каш, фруктов и овощей. В питание добавляются первые мясные пюре из кролика или индейки, также грудничок знакомится с куриным желтком, который крошечно добавляется в жидкую пищу.
9 месяцев К концу данного месяца маленький человечек потяжелеет на 500 г и вырастет примерно на 2 см. Рацион уже полноценен и разнообразен: малыш пробует овощные пюре из нескольких составляющих, в приоритете свежие протертые фрукты, и новый продукт – творог, а также кефир из разрешенного детского питания.
10 месяцев Прибавка веса на десятом месяце составит 450 г, в росте малыш прибавит привычные 1,5 – 2 см. Ребенок в данном возрасте уже с удовольствием пьет до 100-150 мл фруктовых соков (яблоко, груша). Нежный желудок малыша уже способен переваривать сложные углеводы и кусочки банана, сливы, персика. Каши младенцу можно заправлять сливочным или растительным маслом.
11 месяцев Масса малыша в одиннадцать месяцев вырастет как минимум на 400 г, а в росте прибавит 1,5 см. Детям в меню вводят отварное филе рыбы белых сортов.
12 месяцев В годик масса ребенка увеличивается втрое с момента рождения, а в длине с момента появления на свет малыш прибавил около 25 см. Меню к году у младенца уже достаточно полноценное и разнообразное: в нем присутствуют мясо, овощи, рыба, злаки. Пища уже не измельчается в однородное пюре, а лишь кусочками, чтобы стимулировать ребенка к жеванию. Такая тактика будет полезна для подготовки к переходу на самостоятельный прием пищи.

Двенадцатый месяц

Порой в это трудно поверить, но уже почти год, как малыш стал неотъемлемой частью вашей жизни. Почти все малыши к году уже ходят самостоятельно, пробуют сами кушать, одеваться, собирать свои игрушки с помощью мамы.

Достижения двенадцатого месяца:

  • прибавка в весе – 350 граммов;
  • прибавка в росте – 1 см;
  • почти все дети уже передвигаются самостоятельно;
  • могут сами встать после падения;
  • перешагивают препятствия;
  • стараются сами кушать, одеваться, умываться, чистить зубы;
  • в словарном запасе крохи от 8 до 10 понятных всем слов;
  • игры малыша усложняются, он уже не просто укладывает куколку спать, а может покормить ее перед «сном», покачать;
  • ребенок отлично помнит, где лежат его игрушки;
  • малыш понимает практически все, что ему говорят родители, отлично считывает их эмоции.

Как померить и измерить рост ребенка правильно? Антропометр и ростомер

Для определения роста ребенка врач просит его встать ровно по «стойке смирно», развернувшись правым плечом к исследующему. Антропометр располагают впереди ребенка в вертикальном положении. Штангу со шкалой можно держать правой рукой, измерительную линейку перемещать левой рукой. Величина показателя определяется как значение, которое находится у верхнего края измерительной линейки антропометра. Величина роста может колебаться в пределах 1 мм. Помните, что рост утром несколько больше, чем рост вечером.
 При использовании для определения показателя роста ребенка ростомером измерения производятся очень просто. Ребенка просят встать на площадку ростомера, при этом нужно прижаться спиной к стойке со шкалой деления. Ребенок должен дотрагиваться до стойки затылком, областью между лопатками, попой (ягодицами), затылком до стойки. Измерительную планшетку нужно опустить вниз до головы исследуемого ребенка.
Если нужно измерить длину маленького ребенка, то есть ростомеры для грудничков, в которых рост можно измерить лежа. Также можно антропометром и ростомером измерять рост сидя.
 

Что умеет ребенок от 6 до 9 месяцев

  • может сидеть, садиться, ползать, пытается вставать на ножки;
  • в разговоре ясно прослеживаются слоги;
  • появляется интерес к взрослой еде, может хватать ее со стола;
  • начинает рассматривать картинки, фотографии, пытается по-своему двигаться под музыку;
  • может открывать низкие шкафчики и тумбы.

Еще один важный этап в развитии ребенка. Он активно начинает передвигаться в вертикальной плоскости. У большинства детей уже в это время появились зубки.

После 8 месяца оттачивается мелкая моторика, поэтому стоит позаботиться о ее развитии с помощью игрушек. К 9 месяцам с помощью поддержки взрослых может сделать первые неустойчивые шаги. Запас слов понемногу расширяется, запоминает слоги за взрослыми.

В этом возрасте появляется настороженное отношение к незнакомым людям.

Если говорить о питании, то нужно вводить прикорм постепенно. В сутки можно добавлять не более 1 нового продукта. Это позволит выявить, на что у ребенка может возникнуть аллергическая реакция.

С особым вниманием нужно подходить к выбору прорезывателей, так как прорезывание зубок может вызывать болезненные ощущения и стоит позаботиться об обезболивании.

С каждым месяцем становится тяжелее на 550-650 г, вырастает на пару сантиметров.

Этапы роста и развитие ребенка 6-9 месяцев

В период с полугода до 9 месяцев ребенок активно развивает речевые, двигательные способности, приобретает множество ценных навыков.

К 7 месяцам

  • ребенок активно играет с игрушками;
  • передвигается ползком в любом направлении;
  • продолжительно лепечет, издавая и повторяя отдельные слоги;
  • когда родители спрашивают, где находится знакомый предмет, поворачивается в его сторону.

В 8 месяцев

  • с интересом долго наблюдает за действиями других детей, эмоционально реагирует на другого ребенка – лепечет, смеется;
  • самостоятельно садится, ложится, уверенно сидит, поднимается на ноги, стоит и переступает с ноги на ногу, держась за опору;
  • подражая взрослым, осваивает новые навыки – катает мяч, поднимает крышку кастрюли;
  • демонстрирует выученные раньше действия («до свидания», «ладушки»);
  • четко произносит разные слоги;
  • может кушать самостоятельно, держа хлеб (яблоко) в руке.

В 9 месяцев

  • много движений, действий, а также звуков, слогов повторяет за взрослыми;
  • использует предметы в соответствии с их назначением;
  • целенаправленно идет, держась за опору, в направлении интересующего предмета;
  • самостоятельно пьет из чашки;
  • когда родители просят найти знакомый предмет, может отыскать его, даже если предмет не стоит на привычном месте;
  • готов к высаживанию на горшок и формированию навыков чистоплотности.

Особенности девочек и мальчиков

В десятимесячном возрасте уже можно найти различия в поведении и развитии детей разного пола.

Что должен уметь мальчик в 10 месяцев?

  1. Достаёт вещи со шкафов, полок и всё раскидывает.
  2. С лёгкостью взбирается на стулья, и даже на стол.
  3. Начинает говорить позже, чем девочки. Ему неинтересно копировать то, что говорят взрослые.
  4. Очень подвижный и любит пакостить.
  5. Нужно потратить много сил, чтоб сына заставить что-то сделать.
  6. Хочет всё делать сам, без помощи мамы.

Что должна уметь девочка в 10 месяцев?

  1. Имеет сильную привязанность к маме.
  2. Любит держаться за ручку. Ей больше нравится, чтоб кто-то с ней играл.
  3. Любит спокойные занятия: собирать кубики, пирамидки, листать книги.
  4. Девочкам нравится повторять то, что они слышат. Именно поэтому они раньше начинают разговаривать, чем мальчики.

Конечно, не стоит забывать и об индивидуальных особенностях организма ребёнка и о разных факторах, которые могут влиять на развитие малыша. Поэтому не удивляйтесь, если ваш сын ведёт себя больше похожим на девочку ли наоборот.

Рекомендуем к прочтению:

  • Режим дня ребенка в 10 месяцев;
  • Питание ребенка в 10 месяцев;
  • Какие игрушки нужны ребенку в 10 месяцев.

Вот мы и поговорили с вами о том, какими бывают детки в десятимесячном возрасте. Они уже довольно активные и за ними сложно уследить. Позаботьтесь о их безопасности. Пусть ваши детки и дальше растут здоровыми и счастливыми карапузами.

Развитие ребенка в 11 месяцев

Благодаря своей любознательности ребенок в 11 месяцев непрерывно находит себе новые занятия и получает новый опыт. И родителей малыша в этом месяце ждет много интересного! Не существует строгих указаний, что должен уметь ребенок в 11 месяцев. Малыш исследует окружающий мир буквально «на ощупь» и, возможно, даже уже на своих двоих. Ваш план на этот месяц: сделать окружающее пространство безопасным для ребенка и со спокойствием наблюдать, как он совершает новые открытия.

Рост и физическое развитие: Не стоим на месте

В этом возрасте ребенок растет уже не так активно, как в предыдущие месяцы. Причиной тому его активный «образ жизни». Ползая, играя, он сжигает массу калорий. Тем не менее ближе к году вес ребенка может в три раза превосходить его вес при рождении. Если вас беспокоит, как ребенок набирает вес или его самочувствие, проконсультируйтесь с педиатром. На осмотрах врачи используют таблицы роста, чтобы отслеживать развитие ребенка. Возможно, вам будет интересно разобраться, как устроены эти таблицы.

Первые шаги малыша – это очень волнительный момент. Не паникуйте, если заметите, что его ступни развернуты наружу (как косолапость наоборот). Это часто бывает у детей, когда они только начинают ходить. У ребенка, который только встал на ножки, связки бедра еще достаточно слабенькие, поэтому ступни выворачиваются наружу. В течение нескольких месяцев после первого дня рождения связки окрепнут, и малыш начнет ставить ножки прямо.

Ощущения: Знакомство «на ощупь» и текстуры

Чтобы расти и развиваться, ребенок в 11 месяцев задействует все свои органы чувств, в том числе он исследует окружающий мир «на ощупь». Если вы уже приняли все меры безопасности, пусть малыш знакомится с пространством, но все же под вашим присмотром. А если вы еще не обезопасили свой дом для маленького члена семьи – вот все, что вам нужно знать о безопасности ребенка дома. Дети любят открывать шкафчики, выдвигать ящики и изучать найденные «сокровища». Все найденное, как правило, оказывается во рту, поэтому помните про безопасность

В доме и снаружи найдется масса интересных для ребенка предметов – обратите на них его внимание

Кстати говоря, нет нужды покупать дорогие и замысловатые игрушки. Предметы из этого списка обычно интересны малышам и помогают развитию:

  • чашки, миски и небьющиеся контейнеры;

  • книжки из плотного картона с крупными картинками;

  • мячи разного размера (кроме маленьких, которые могут поместиться во рту у ребенка);

  • рулоны из картона, картонные упаковки от яиц или пустые бутылки из-под воды;

  • кубики или другие устойчивые детали, которые можно ставить друг на друга.

Попробуйте сделать «сенсорный мешочек», наполненный визуально любопытными для малыша предметами, которые интересно (и безопасно!) потрогать и понюхать.

Движения: Путешествуем с опорой

Вы были свидетелем, как за последние месяцы развивались моторные навыки малыша, улучшались координация и способность сохранять равновесие. И, возможно, вот-вот он сделает первые шаги. Пока малыш ползал, подтягивался и вставал, укреплялись его мышцы ног. Скоро он будет готов сделать первые шаги, придерживаясь за мебель. Когда это случится, можете официально считать, что ваш малыш ходит!

Проверьте, что вы обезопасили все острые углы и надежно закрепили мебель, которая может упасть, если малыш будет за нее держаться. Вы можете придерживать его за ручки, пока он учится ходить.

Когнитивное развитие: Дети-билингвы

Если вы семья билингвов, сейчас самое время задействовать оба языка в общении с ребенком (если вы еще этого не сделали). У детей есть уникальная способность: если с ними постоянно говорить на двух языках, они могут заговорить на обоих. Иногда они могут путаться (это естественный этап в речевом развитии), но результат изучения двух языков с раннего возраста – более продвинутое владение обоими.

Одновременно с речью развивается и восприятие на слух. Возможно, что ваш малыш уже может выполнить простые указания, например когда вы просите его помахать «пока-пока» или взять игрушку. В этом возрасте дети узнают, что у предметов (которыми они раньше гремели и разбрасывались) есть свое назначение. Вы можете наблюдать, как малыш начинает использовать вещи «по назначению»: пить из чашечки или прикладывать к уху телефон.

Как производится оценка роста, веса и ИМТ?

Анализ производится согласно таблиц роста, веса и ИМТ, разработанных Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) в результате исследования развития здоровых детей разных национальностей и географических зон. Все диапазоны значений, методики и рекомендации даны в соответствии с материалами ВОЗ.

Калькулятор учитывает индивидуальные физические показатели ребенка в комплексе (вес, рост, возраст и ИМТ) и дает более полную оценку веса по сравнению с упрощенными нормами по возрасту. Программа позволяет оценить, нормально ли развивается данный ребенок, выявить проблемы роста или тенденции, указывающие на риск возникновения проблемы. В случае значительных отклонений будет написана рекомендация обратиться к специалистам.

Просим вас уделить пристальное внимание вводимым значениям, поскольку калькулятор показывает результат на основе этих данных. Измерения должны быть точны, большая погрешность не допускается

Рост

Рост необходимо контролировать ежемесячно, при этом техника его измерения меняется в зависимости от возраста ребенка.

Детям младше 2 лет измеряют длину тела в положении лежа.

Важно не путать показания длины тела и роста. Наш калькулятор преобразует один показатель в другой, используя формулу ВОЗ: из роста получить длину тела можно прибавив 0,7 см, из длины тела рост – отняв 0,7 см

Градация результатов – от крайне низкорослого до очень высокого.

Отставание в росте может быть как следствием недоношенности, так и заболевания, отставания в развитии и может сопровождаться избытком веса.

Высокий рост встречается нечасто и, как правило, обусловлен наследственностью. Если родители ребенка имеют средний рост, обратитесь за консультацией к специалисту, так как превышение нормы может быть следствием эндокринного заболевания.

Вес

При измерении необходимо снять верхнюю одежду с ребенка. Мокрые пеленки, одежда и джинсы могут весить более 0,5 кг. Младенцев взвешивают голыми (до взвешивания малыша стоит укутать в одеяло, чтобы он не замерз). Дети постарше снимают все, кроме нижнего белья.

Градация результатов – от крайне недостаточного до очень большого веса.

Индекс массы тела (ИМТ)

ИМТ дает более адекватную комплексную оценку, показывает, насколько гармоничны рост и вес ребенка, показывает их соотношение.

ИМТ рассчитывается следующим образом: Масса тела в кг ÷ квадрат роста/длины тела в метрах (измеряется в кг/м²).

Нормы ИМТ зависят от возраста ребенка и значительно отличаются от показателей для взрослых, что учтено в нашем калькуляторе. Градация результатов – от крайнего истощения до ожирения.

При дефиците массы тела необходимо проконсультироваться у специалиста и откорректировать рацион.

Повышенный индекс массы тела часто обусловлен наследственностью: если у одного из родителей диагностировано ожирение, ребенок с вероятностью 40% будет набирать избыточный вес. Если ожирение диагностировано у обоих родителей, то такая вероятность увеличивается до 70%.

По данным ВОЗ, основной причиной ожирения и избыточного веса является энергетический дисбаланс, то есть калорийность рациона, превышающая потребности организма. Усугубляют проблему рост употребления высококалорийных и жирных продуктов, а также снижение физической активности (в том числе из-за долгого пребывания в сидячем положении).

Повышенный ИМТ увеличивает риск множества неинфекционных заболеваний от сердечно-сосудистых нарушений и заболеваний опорно-двигательной системы до некоторых онкологических заболеваний. Страдающие ожирением дети испытывают одышку, подвержены повышенному риску переломов. Часто у них возникают и проблемы психологического характера, появляются комплексы.

Каждый человек с избыточной массой тела может улучшить состояние своего здоровья в результате:

  • ограничения калорийности рациона за счет снижения употребления сахаров и жиров;
  • увеличения потребления цельных злаков и зернобобовых, орехов, фруктов и овощей;
  • ведения регулярной физической активности – 1 час в день (7 часов в неделю) для детей и как минимум 2,5 часа в неделю для взрослых).

Надеемся, что наш калькулятор поможет вам следить за своим весом и вовремя реагировать на появившиеся отклонения от нормы. Мы рекомендуем вам обращаться только к опытным специалистам, которые окажут квалифицированную помощь, выявят причину нарушения и помогут ее устранить.

Игры для ребенка от 10 до 12 месяцев

Нужно уделить особое внимание хождению ребенка, обучая его ориентироваться по предметам. Все предыдущие упражнения или их часть остаются

Десятый месяц

Игрушки на колесах – учат кроху оценивать результат, связывая его с усилиями, которые были приложены. Например, сильно толкнул машинку – она поехала быстро и далеко, слабо толкнул – быстро остановилась.

Крупный конструктор – развивает мелкую и крупную моторику, мышление, сообразительность и фантазию.

Куклы с крупными чертами лица – по ним дети узнают о расположении частей тела у человека. Нужно показывать и спрашивать, где у куколки нос, глаза, губы, руки и так далее.

Учимся рисовать – сначала рисует мама, показывая, что карандаш, ручка, краски, фломастер оставляют на бумаге следы. Чтобы ребенок не разрисовал всю квартиру, можно соорудить специальное большое полотно для рисования, например, купив несколько листов формата А2.

Одиннадцатый месяц

В 11 месяцев ребенок уже активно ходит. Двигательная активность должна поощряться, как и проявляемый интерес ко всему новому. Если малыш делает что-то неправильно, не имеет смысла его ругать и уносить подальше, намного лучше на своем примере показать, что и как делать правильно.

Игрушки-каталки – с виду это может быть совершенно нелепая игрушка, например, колесо на палочке, но эти вещи помогают улучшать навык хождения, удерживать равновесие, развивать координацию движений и при этом рассматривать все вокруг.

Песочница – куличи, пересыпание песка из ведерка в ведерко — это та же моторика плюс помощь в освоении столовых приборов.

Двенадцатый месяц

У годовалого ребенка взгляд на игры и вещи в целом меняется, поэтому рекомендуется привычные до этого предметы и упражнения показывать в новом свете.

В этом возрасте дети уже различают основные цвета, так что следует начинать учить их названия. Для этого берется предмет, игрушка и ребенок должен выбрать из других предметов вещь того же цвета. Удачные попытки активно поощряются похвалой, интонацией.

Еще одно полезное упражнение – высыпать в небольшой таз фасоль и горох, перемешать и показать ребенку, что фасоль нужно перекладывать в одну емкость, а горошины – в другую. С этим занятием не оставляйте малыша одного, предметы слишком мелкие, он может их проглотить или засунуть себе в нос.

Развитие ребенка: пятый месяц жизни

На пятом месяце грудничок уже более умело управляет своим телом, уверенно переворачивается, предпринимает попытки к самостоятельному сидению, ползанию, пытается вставать, держась за бортики кроватки. Время бодрствования увеличивая, позволяя маленькому человечку познать окружающий мир.

  • Приблизительная прибавка в весе к этому времени составит 700гр, а в росте еще 2 см.
  • Ребенок уверенно отличается знакомых от чужих ему людей.
  • Проявляет желание общения с мамой улыбкой, протягивает к ней ручек.
  • Осознанно берет игрушки, кидает их, тянет в рот.
  • У малыша начинают прорезываться первые зубки.
  • Различает интонацию голоса взрослых и подражает ей.

Основные тенденции в развитии малыша

Родившись на свет, ребенок испытывает тяжелейший стресс: ему приходится заново приспосабливаться к окружающим его условиям и образу жизни. Ново для него все, начиная от окружающей температуры и заканчивая необходимостью требовать пищу. Можно сказать, что малыш привыкает жить заново, это же происходит с его организмом: все системы начинают очень быстро развиваться и приспосабливаться.

Новая среда холоднее, светлее, шумнее той, в которой он обитал до этого. Чтобы помочь малышу, нужно чаще брать его на руки (не бойтесь приучить, избаловать ребенка – именно сейчас это просто необходимо). Намного лучше, если малыш будет слышать стук маминого сердца, ведь он сопровождал ребенка все 9 месяцев внутриутробного развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector