Календарь развития ребенка: чему учится ваш малыш каждый месяц от рождения и до года

Содержание:

С 29 по 32 неделю

У ребенка проявляется характер. Он учится добиваться от взрослых желаемого, понимает, что от него хотят, знает слово «нельзя». Это знание не доставляет ему удовольствия. Он разделяет людей на своих и чужих, не доверяет чужим.

У многих детей к этому возрасту во рту от 4 до 6 зубов. Если зубов нет, не стоит огорчаться – процесс их прорезывания индивидуален и у каждого грудничка происходит по своему графику.

Ребенок умеет:

  • садиться без помощи взрослых;
  • играет игрушками, перекладывая их из правой руки в левую и наоборот, швыряет кубики и погремушки из кроватки на пол;
  • делает первые шаги, держа маму за руку.

Третья стадия – лепет

По мере развития ребенка гуление затихает, и ему на смену приходит лепет. Обычно это происходит в возрасте 6-7 месяцев. Ваш малыш начинает произносить отдельные слоги “ба”, “ма”, “та” и пр. – сначала однократно, очень редко и как будто случайно. Постепенно слоги слышатся в его речи все чаще, они повторяются в виде цепочек: ба-ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма.

Гуление и лепет очень важны для дальнейшего развития речи. Если их нет у вашего малыша, постарайтесь их активизировать.

Фото: dusanpetkovic / freepik.com

Держа ребенка на руках, чтобы он хорошо видел движение ваших губ, повторяйте различные слоги, пойте ритмичные песенки, читайте простые стишки, а главное – как можно больше разговаривайте с малышом. Ему необходимо слышать взрослую речь. Однако это должны быть не просто разговоры, которые взрослые ведут друг с другом, а речь, обращенная именно к нему, к ребенку.

“Моему сыну сейчас 6 месяцев. Он различает на слух различные голоса. Если я заговорю с ним, спрятавшись за пеленкой, он начинает радостно улыбаться и искать, куда это мама подевалась. А однажды он услышал из прихожей голос чужого дяди – это был густой бас, совершенно не похожий на папин голос – услышал и громко разревелся”.

“Моя десятимесячная Дашуня очень любит “читать” книжки – больше всего традиционные русские сказки для самых маленьких, “Колобок”, “Репку”, “Курочку Рябу”. Еще ей очень нравятся беседы на тему: кто как разговаривает. Вариации бесконечны – от киски до большо-о-го грузовика или паровоза”.

Опять же, даже если вам кажется, что ребенок лепечет сам для себя, тем не менее он очень стремится к общению с вами. Первые лепетные слова-слоги пока не несут в себе содержательного смысла. Но именно благодаря маме, которая слышит в этих слогах слова, лепет наполняется смыслом.

“Удивительно, но слоги “ма-ма” Федя начал говорить с первых дней. Разумеется, поначалу он так плакал. Но постепенно, он понял, что его “ма-ма” меня особенно умиляет, тем более, все говорили вокруг — маму зовет.

К шести месяцам это «мама» начало означать не «подойдите ко мне», а «дайте мне сюда МАМУ». В восемь месяцев он явно обращался ко мне, причем звал меня, находясь на руках у других, и не было никаких сомнений в том, что это уже самое настоящее слово”.

Развитие детей до 2 лет и старше

В этот период физические и мыслительные способности ребенка развиваются стремительными темпами, особенно после полутора лет.

В 15 месяцев (1год и 3 месяца)

  • ребенок понимает уже много слов;
  • может выполнять как минимум 3 вида заданий взрослого;
  • разговаривает, используя, как детский лепет, так и изученные полноценные слова;
  • понимает понятие размера, может указать, какой предмет больше, какой меньше, если разница между габаритами 3 и более см;
  • может долго ходить без отдыха;
  • умеет приседать, наклоняться, пятиться и поворачиваться;
  • кушает самостоятельно ложкой твердую пищу;
  • в играх использует приобретенные навыки, выполняет ранее разученные действия без подсказки.

В 1,5 года

  • умеет группировать предметы по общим признакам;
  • различает 3-4 разных формы предметов;
  • переступает через небольшие пороги, препятствия приставным шагом;
  • сам кушает ложкой жидкую пищу;
  • вместо упрощенных определений использует настоящие названия предметов.

1 год 9 месяцев

  • ребенок использует в разговоре слова и короткие предложения из 2-3 слов;
  • может провести сравнение трех-четырех предметов по размеру;
  • самостоятельно ходит по небольшой поверхности, расположенной чуть выше уровня пола;
  • частично может снять с себя одежду без посторонней помощи;
  • строит простые конструкции из кубиков;
  • понимает простые рассказы взрослых по картинкам, отвечает на вопросы, глядя на картинку.

В 2 года

  • способен воспринимать короткие рассказы взрослых без картинок;
  • говорит предложениями из 3 слов, используя при этом местоимения и определения (прилагательные);
  • переступает через препятствия обычным шагом;
  • различает 3-4 цвета;
  • может частично одеваться без посторонней помощи;
  • совершает несколько последовательных действий (подготовка к сюжетным играм).

В 2,5 года

  • ребенок говорит длинными предложениями (3 и более слов), задает простые вопросы;
  • играет в сюжетные игры;
  • строит простые сюжетные конструкции и дает им название;
  • может сам надевать на себя одежду, обувь, но пока не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы;
  • выбирает фигуры одной формы или цвета по образцу;
  • перешагивает через высокие препятствия (20-30 см).

В 3 года

  • ребенок задает сложные вопросы;
  • в играх проявляются сюжетно-ролевые элементы;
  • использует разные бытовые предметы, салфетки по назначению без подсказки;
  • лепит простые поделки, рисует простые рисунки, называя предмет творчества;
  • правильно сортирует предметы по формам, цветам, собирает несложную мозаику;
  • перешагивает через высокие препятствия (30-40 см);
  • одевается и обувается самостоятельно, с помощью взрослых застегивает пуговицы и завязывает шнурки.

Развитие ребенка в 8 месяцев

Изо дня в день активность малыша растет. Он переворачивается, ползает, самостоятельно садится. Его манипуляции становятся более разнообразными: ребенок перекладывает игрушки из одной руки в другую, бросает их на пол и снова поднимает, пробует на вкус, трясет и прислушивается к звукам. Малыша привлекают и совместные игры в прятки, “сорока-ворона”, “по кочкам-по кочкам” и другие.

В возрасте 8 месяцев расширяется восприятие окружающего мира. Если в 2 месяца малыш мог различать звуки на расстоянии 1 метра, то сейчас этот радиус увеличился до четырех. Растет и диапазон звуков, которые издает ребенок, когда общается с вами. Он начинает узнавать свое отражение в зеркале, использует все более развитую мимику и жесты.

Развитие детей раннего возраста

Все родители мечтают, чтобы их ребёнок рос здоровым, счастливым, а также всесторонне развитым.

И начинают прилагать массу усилий по этому самому всестороннему развитию, записывая малыша чуть ли не с пелёнок во всевозможные кружки, секции, школы развития, загружая огромным количеством информации неокрепшее сознание.

Боясь что-то упустить, они пытаются объять необъятное, не учитывая возраст ребёнка и лишая тем самым малютку нормального детства.

Так что же нужно знать молодым родителям о развитии детей раннего возраста, чтобы не допустить подобных ошибок?

Они должны сделать малыша счастливым! Развитие детей раннего возраста основано на взаимопонимании мамы и малыша, и огромную роль здесь играет грудное вскармливание, которое позволяет наладить тесный контакт матери и ребёнка с рождения.

Окружающая обстановка также играет немаловажную роль в развитии.

Сделайте комнату ребёнка светлой, веселой и интересной! Обязательно развесьте по стенам рисунки, обучающие картинки, наполните комнату различными игрушками для развития тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений.

Развитие детей раннего возраста немыслимо без физической активности – отведите в комнате уголок, где малыш сможет попрыгать и порезвиться.

Это поможет карапузу изучить себя, вырасти сильным, крепким и уверенным в себе. Развитие детей раннего возраста невозможно без игр. Они должны соответствовать возрасту ребёнка, его потребностям на данном этапе развития.

Маленький человечек очень хорошо чувствует фальшь: если мама не хочет играть, зачем это мне? (подробнее об играх читайте здесь)

Общение чрезвычайно важно для  развития детей раннего возраста. Старайтесь побольше говорить с крохой, называйте все окружающие предметы, описывайте явления, указывайте характеристики

Старайтесь побольше говорить с крохой, называйте все окружающие предметы, описывайте явления, указывайте характеристики.

Но не давайте малышу лишних знаний, которые просто лягут «мёртвым грузом» на дне его памяти

Информация должна быть важной для жизни ребёнка «здесь и сейчас»

Например, увидев на улице собаку, скажите малышу, что это хорошая, красивая собачка, какой у неё хвостик, какие ушки, как она лает «гав-гав», бегает по дорожкам, но не сообщайте ему о том, что это плацентарное млекопитающее отряда хищных семейства псовых!

Выбирая методику развития, не стремитесь объять необъятное. Лучше подобрать одну методику или сочетание двух-трех близких методов раннего развития – так вы будете последовательнее в своих действиях.

Не нужно приобретать несчётное количество пособий и развивающих материалов, потому что от многообразия методов малыш только запутается.

Лучше сделать акцент на разнообразие форм и средств обучения и развития: игры, плакаты, карточки, пособия, видео, музыку.

Проделывайте задания вместе с ребёнком, после чего просите его повторить то же самое.  Идите от простого к сложному, а затем – к очень сложному.

Но если малыш не справляется, то подождите, не торопите события, так как маленькому человечку нужно время, чтобы обдумать порядок действий.

И не ругайте себя, если вы с малышом не проделали какое-то упражнение, потому что лучше делать по чуть-чуть, чем совсем ничего.

Помимо этого, карапузу просто может понравиться какое-то упражнение, и он захочет делать его снова и снова.

Ничего страшного! Это даже к лучшему, ведь так кроха закрепит материал или навык и проявит себя. Не заставляйте малыша делать задания, если он не хочет или плохо себя чувствует, так как это принесёт только вред.

Не зацикливайтесь только на одной стороне  развития детей раннего возраста, будь то эстетическое, физическое, речевое или какое-то другое – ведь лучше показать ребёнку многообразие этого мира, чем вести в одном направлении.

Не нужно заниматься с малышом круглосуточно, оставляйте время для отдыха, чтобы ребёнок мог усвоить новые знания и закрепить навыки.

Поощряйте его инициативу, радуйтесь самым незначительным достижениям, хвалите кроху, дайте свободу творчеству – это принесёт ощутимые плоды в развитии вашего малыша!

Основные принципы занятий с детьми до года

Младенческие игры существенно отличаются от игр с детьми постарше, поскольку новорожденный еще не знает, что это и еще не имеет собственных предпочтений.

Он лишь откликается на инициативу родителей, поэтому следует придерживаться пяти основных принципов занятий с малышами до 12 месяцев, чтобы извлечь из занятий максимальную пользу.

Отсутствие инициативы от ребенка

Грудничок не может демонстрировать открытое желание поиграть, поэтому родители должны проявлять инициативу самостоятельно в первые месяцы его жизни. Игры должны быть дозированы, начиная с 2-3 минут и постепенно увеличиваясь по времени и по мере взросления малыша.

Чтобы ребенку было интересно, занятия также должны соответствовать возрасту, то есть не должны быть сложными для понимания. Если у малышей нет интереса к игре, подбирайте разные варианты, пока не найдете то, что ему понравится.

Учет возрастных особенностей

Особенно важный фактор. Неправильно думать, что новорожденный в месяц, 3 месяца, полгода — это одно и то же. Чем младше ребенок, тем быстрее он развивается, это происходит каждый день.

Доказано, что за первый год жизни человек получает информации больше, чем сможет получить за всю дальнейшую жизнь. При этом новое усваивается в разы лучше.

Занятия следует подбирать строго по возрасту, учитывать каждый детский месяц, стимулировать развитие сенсорной сферы (обоняние, осязание, слух, зрение, тактильные ощущения). Если не учитывать возрастные особенности, большой риск психической и физиологической перезагрузки.

Личностные особенности

Помимо возраста, важны индивидуальные особенности каждого грудничка. Это нормально, когда кто-то начинает переворачиваться и садиться немного раньше или позже условных норм, например. Задача родителей – следить за тем, как малыш выполняет задания, чтобы вовремя заметить отставание в развитии и своевременно на это повлиять.

Также нормально, когда детям нравятся одни игры и не интересны другие. Поэтому для каждого месяца новорожденного есть несколько вариантов занятий.

Регулярность занятий

Играть с малышом важно ежедневно и желательно в одно и то же время. Занятия должны быть систематичными, а распорядок дня вводится с рождения

Это важно, поскольку младенец очень чувствителен к изменению режима и реагирует на него негативно, поскольку это сказывается на психологическом состоянии.

Лучше всего отводить время на игры утром и днем (то есть дважды в день), заранее планируя, какие упражнения и в какой последовательности будут идти.

Учет детского интереса

Заинтересованность ребенка — это то, без чего не будут работать четыре перечисленных выше принципа. Не начинайте занятия сразу после сна малыша, сразу после еды, при температуре, коликах, метеоризме и других раздражающих его факторах, включая мокрые подгузники.

Чем младше грудничок, тем меньше времени должно длиться упражнение, так как он быстро устает и не может поддерживать интерес долго. Это не тот случай, когда чем больше, тем лучше, наоборот, перегрузка психики сильно вредит.

Пробуйте разные варианты игр, следя за тем, что больше всего нравится малышу, а к чему у него нет интереса совсем. Не принуждайте делать то, что новорожденному не нравится, ищите альтернативу.

Возможные проблемы.

В 1 месяц после рождения нужно быть особенно внимательными к состоянию малыша, ведь на этом сроке у вас могут возникнуть некоторые проблемы:

Пупочная рана не заживает

Чтобы пупочная ранка быстрее зажила, ее нужно каждый день обрабатывать раствором зеленки. Если через 14 дней ранка осталась, и корочка не отпала, нужно срочно обратиться к врачу. Также это нужно сделать, если ранка покраснела и появились выделения. Существует и альтернативная точка зрения, причем у врачей — нужно обрабатывать не саму ранку, а скобу. Так ранка заживет быстрее. По этому вопросу обязательно посоветуйтесь с патронажной сестрой.

Кишечные колики

ЖКТ новорожденного еще незрелый, поэтому вздутие в первые недели жизни это нормально. Ребенок при этом испытывает боль и плачет. Для решения проблемы можно массировать животик, прикладывать к нему теплую пеленку или давать средства против колик, рекомендованные педиатром.

Если ребенок переходит на смешанное или искусственное вскармливание, то родителям стоит подумать о выборе смесей. Предпочтительнее выбирать смеси на козьем молоке, т.к козье молоко усваивается легче коровьего. Клинические исследования показали снижение интенсивности и частоты колик на фоне приема смесей Kabrita. Подробнее о коликах.

Желтуха новорожденных

Кожа малыша  часто имеет желтоватый оттенок. Постепенно гемоглобин в крови обновляется, и кожа малыша приобретает розовый цвет.

Плохой сон

Несмотря на то, что месячный младенец может проспать до 20 часов в сутки, сон может быть непостоянным и неглубоким. Ведь нервная система крохи еще незрелая, он пугается звуков, реагирует на изменения температуры и перепады света. Рекомендуется укладывать малыша в комнате с температурой не ниже 20 градусов, где тихо и темновато. Такая обстановка напоминает крохе материнскую утробу и он быстрее засыпает.

Если вы заметили,  что ребенок потерял аппетит, перестал набирать вес, часто и без причины кричит по ночам, сильно выгибается и никак не получается его успокоить, он не реагирует на звуки, то не откладывая обратитесь к детскому врачу.

Прикорм

Примерно в возрасте шести месяцев потребности ребенка в энергии и питательных веществах начинают превышать тот уровень, на котором они могут быть удовлетворены грудным молоком, и введение прикорма становится необходимым. В этом возрасте ребенок готов к употреблению других пищевых продуктов и по своему развитию. Не введение прикорма по достижению ребенком возраста шести месяцев или ненадлежащее введение прикорма могут сказаться на росте ребенка. Руководящие принципы по надлежащему прикорму заключаются в следующем:

  • продолжайте частое, по требованию, грудное вскармливание до достижения ребенком двухлетнего возраста или больше;
  • проявляйте чуткость при кормлении ребенка (например, непосредственно кормите детей грудного возраста и помогайте детям более старшего возраста. Кормите медленно и терпеливо, поощряйте, но не принуждайте, разговаривайте с ребенком и сохраняйте с ним зрительный контакт);
  • практикуйте надлежащую гигиену и надлежащее обращение с пищевыми продуктами;
  • начинайте в возрасте шести месяцев с небольших количеств пищевых продуктов и постепенно увеличивайте их по мере того, как ребенок становится старше;
  • постепенно повышайте консистенцию пищи и делайте ее более разнообразной;
  • увеличивайте число кормлений ребенка – 2-3 раза в день для детей в возрасте 6-8 месяцев и 3-4 раза в день для детей в возрасте 9-23 месяцев с 1-2 дополнительными перекусываниями по желанию ребенка;
  • по мере необходимости используйте для прикорма обогащенные пищевые продукты или витаминно-минеральные добавки; и
  • увеличивайте количество питья, в том числе с помощью грудного вскармливания, и предлагайте мягкую, любимую пищу.

Основные моменты воспитания до года: 4 возрастных этапа

Психологи делят воспитание ребенка до года на четыре условных этапа. Каждый этап ограничен временными рамками – в него входят три определенных месяца жизни малыша. Это обусловлено тем, что на первом году жизни развитие происходит настолько быстро, что закладывать основы определенных навыков можно с раннего младенчества, которые уже в ближайшем будущем дадут положительный результат.

В таблице кратко показано, как формируется поэтапное воспитание в соответствии с возрастом ребенка.

Возраст ребенка (период)
Ключевые воспитательные моменты
Краткое описание периода
0-3 месяца
Закладка основ общения, организация режима питания, развитие сенсорного восприятия
Новорожденный ребенок нуждается в материнском внимании и ласке

Важно общаться с малышом с первых дней жизни: разговаривать, петь, читать потешки. Постепенно формировать четкий режим дня, чтобы внутренние часы ребенка привыкали к пробуждению, кормлению, сну, гигиене в определенное время суток.
3-6 месяцев
Подготовка к будущей речи, развитие зрительного и тактильного восприятия, активное знакомство с окружающим миром
Второй этап включает в себя все то, что начало развиваться на первом: общение, режим дня, легкая гимнастика (подготовка к сидению и ползанию)

В этот период ребенку важно как можно чаще слышать речь. В ассортименте игрушек должны присутствовать разные материалы: мягкие, шуршащие, звонкие, резиновые, с массажными элементами для мелкой моторики.
6-9 месяцев
Физическая подготовка, прививание полезных привычек в игровой деятельности (мытье рук, знакомство с горшком)
Укрепление мышц, хождение у опоры и с поддержкой родителей – в приоритете на данном этапе развития
В возрасте 7-9 месяцев ребенка нужно знакомить с понятиями “можно”, “нельзя”, “правильно”, важна похвала и внимание. Продолжается развитие речевых навыков разговорами, проговариваниями новых слов, демонстрирование ребенку разной интонации в общении.
9-12 месяцев
Развитие памяти, речи, внимания, физическое воспитание, формирование доброжелательного отношения к людям и животным и окружающему миру
В четвертом этапе важен контакт ребенка с близкими родными: прогулки, чтение, “пальчиковые” игры стимулируют речь и учат правильно вести себя в окружении
На собственном примере нужно показывать бережность и заботу к растениям, домашним животным, а также к книгам и игрушкам.

Соотношение роста и веса по годам

Рост мальчиков в соотношении с весом составляет индекс массы тела. Эта величина позволяет судить о физическом развитии ребенка и его здоровье. Расчет индекса массы тела дает возможность определить:

  • истощение (степень недостаточности веса, при которой требуется лечение);
  • недостаток веса;
  • пониженную массу тела (в пределах нормы);
  • оптимальный вес;
  • незначительное повышение массы, не выходящее за границы нормы;
  • избыток веса;
  • ожирение (значительное превышение средних показателей веса, при котором необходимо лечение).

На первом году жизни

Обычно здоровые дети при рождении имеют длину тела 46–56 сантиметров. Длина тела новорожденных мужского пола часто немного больше, чем у девочек. Вес ребенка, как правило, от пола не зависит и на момент появления на свет может варьироваться в пределах 2,6–4 кг. При выписке малыш иногда весит меньше, чем при рождении, это тоже не является отклонением. Ниже представлена центильная таблица ВОЗ, определяющая длину тела и вес мальчиков на протяжении первых 12 месяцев при нормальном развитии.

Возраст (мес.) Вес (кг) Рост (см)
3,60 50
1 4,45 54,5
2 5,25 58,0
3 6,05 61
4 6,7 63
5 7,3 65
6 7,9 67
7 8,4 68,7
8 8,85 70,3
9 9,25 71,7
10 9,65 73
11 10 74,3
12 10,3 75,5

Нормальной прибавкой длины тела будет считаться 3–4 см в первые 3 месяца после рождения, затем по 2,5 см ежемесячно до полугода. Следующие три месяца жизни дети растут в среднем на 2 см в месяц, в промежутке 9–12 месяцев малыши прибавляют по 1 см. Если говорить о массе тела, то в течение первых 6 месяцев нормальной прибавкой является 0,6–0,8 кг каждые четыре недели, от полугода до 12 месяцев ребенок должен набирать по 300–500 г ежемесячно.

От года до трех лет

После 12 месяцев увеличение антропометрических показателей мальчика становятся более стабильными, поэтому между контрольными периодами уже не будет такой ощутимой разницы, как в первый год жизни. С двух до трех лет дети вырастают примерно на 6–7 см, при этом их вес может увеличиться только на один килограмм. Вес трехлетнего мальчугана достигает 14 кг, а длина его тела равна 96 см.

От четырех до шести лет

В промежутке с 4 до 6 лет малыши стабильно должны прибавлять ориентировочно по 1 кг каждые полгода. Длина тела также увеличивается равномерно. За один год мальчуган растет примерно на 7 см. К концу периода вес будущего мужчины, в соответствии с центильными таблицами ВОЗ, находится в пределах 21 кг, а рост достигает 116–118 см.

Многие родители считают своих маленьких мужчин недостаточно упитанными, поэтому начинают их усиленно кормить. Такие меры часто приводят к раннему детскому ожирению.

От семи до десяти лет

Период 7–10 лет характеризуется более активным изменением параметров развития детей. Каждые шесть месяцев они становятся выше в среднем на 2,8–3 см. Увеличение веса тоже происходит быстрее, чем в предыдущем периоде, средняя прибавка с 7 до 10 лет составляет около 1,3–1,5 кг ежемесячно. К 10 годам мальчик весит около 32 кг при росте 1,38 м.

От одиннадцати до тринадцати лет

В подростковом периоде с 11 до 13 лет дети становятся эмоционально нестабильными. Это связано с их активным формированием, функциональной перестройкой некоторых систем организма. Юноши в возрасте 11–13 лет немного отстают от девочек в темпах развития. Их масса увеличивается обычно на 4,5–5 кг в год. Показатели длины тела, начиная с 11 лет, как правило, возрастают на 6 см за 12 месяцев. К 13 годам длина тела подростка достигает 156,5 см, а масса его тела приблизительно равна 45,8–47 кг.

От четырнадцати до шестнадцати лет

Когда возраст юноши приближается к 14–15 годам, усиливается рост его костной ткани. Руки и ноги подростков заметно вытягиваются. Однако мышечная масса в 15 лет растет не так стремительно, как скелет, поэтому их сложение становится непропорциональным. Подростки к 15 годам активно формируются и обгоняют в развитии девочек к концу данного возрастного промежутка. Каждые полгода масса тела юноши становится больше на 2,5 кг. Рост увеличивается неравномерно, но к 16 годам он должен достигать 1,73–1,74 м.

В 17–18 лет

Формирование костно-мышечного аппарата к 18 годам еще не заканчивается, но молодые люди уже не выглядят такими нескладными, как прежде. Замедляется набор массы тела. За эти два года парень становится тяжелее лишь на 2,8 кг. Изменение роста с 17 до 18 лет становится совершенно незаметным, прибавка составляет всего 1 см.

К 18 годам совершенствуются двигательные реакции юношей, развивается координация движений, идет постепенное укрепление мышц, плечи становятся шире.

Развитие детей от 4 до 5 месяцев

На 5 месяц малыш начинает очень активно двигаться, пытается переворачиваться, садиться, ползать. В такие моменты родители должны следить за безопасностью ребенка. Если ребенку недостаточно места в манеже, то можно положить его на пол.

У многих деток начинает перестаиваться режим сна, активности и кормления. Иногда ребенок может проспать всю ночь и даже не проснуться покушать.

В этом возрасте отмечаются следующие достижения:

  • уверенно переворачивается со спинки на животик;
  • может сидеть с поддержкой взрослых;
  • часто играет со своими ножками и ручками;
  • уверенно берет вещи и может долго держать их в руках.

К 5 месяцам малыш узнает голос мамы и лица членов семьи. Понимает интонацию при разговоре с ним – на веселый и нежный голос начинает смеяться, а на строгий тон может хмуриться. При нехватке общения с родителями может сильно капризничать.

В таком возрасте малыши нередко путают день и ночь (иногда такое встречается в более раннем возрасте). Это может быть связано с отсутствием достаточной активности в дневное время.

Вес также увеличивается на 700-750 г, вырастает на 2-2,5 см.

Игрушки для ребенка до 1 года

Кроха от 0 до 12 месяцев активно знакомится с окружающим миром, поэтому нужно подбирать игрушки, которые дадут малышу всестороннее представление.

Хорошая игрушка должна быть:

  • легкая и эластичная;
  • без острых углов;
  • привлекательная (для новорожденных не обязательно яркая);
  • разнофактурная (сделанная из разных на ощупь материалов);
  • без сменных и хрупких деталей;
  • достаточного размера, чтобы ребенок не смог ее съесть;
  • без резких пугающих звуков;
  • простая в уходе.

Чем старше становится грудничок, тем шире становится набор его игрушек. Имеется в виду не их количество, а разнообразность и сложность. Если в первые месяцы достаточно игрушек, которые дают представление о цвете, форме, ощущениях, звуках, то во втором полугодии должны быть простые решаемые задачи. Например, матрешки, наборные пирамиды, мягкие кубики, прочее.

Нельзя давать ребенку все игрушки за раз

Лучше всего сконцентрировать его внимание на одной-двух, заменяя их через несколько дней, чтобы поддерживать интерес к играм

Раннее детство и развитие речи

Ранний возраст (от рождения до 3 лет) — особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий! 

Удивим ли мы вас, если скажем, что речевые способности ребенка начинают развиваться еще до его рождения? А это именно так. Давайте выясним, а что, собственно, влияет на становление речи у малыша.

Какие факторы влияют на развитие речи

  • Биологические:наследственность;правильное строение и функционирование центральной нервной системы, речевых центров в мозге, органов слуха и речи;здоровая беременность и благополучные роды;здоровое физическое и психическое развитие после рождения.
  • Социальные: полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка, благоприятная развивающая среда.

Как поддерживать развитие ребенка

Для малышей 1 года будут полезны различные занятия и игры.

Книги

Чтение книг для самых маленьких – способствует расширению словарного запаса ребенка. Особенно полезны будут стишки и потешки с движениями. Выполняя их совместно с родителями, малыш сможет подвигаться, а также проиграть различные жизненные ситуации, описанные в книжке.
С годика ребенка уже можно приобщать к сюжетным играм. Они расширят его житейский опыт и обогатят познания об окружающем мире. Общение
Активное вербальное общение – поможет малышу узнать больше новых слов, строить предложения. Полезным будет помогать крохе озвучить его просьбу. Например, малыш показывает на шарик и просит «дай». Можно подсказать ему: «мама, дай шарик!» .Мелкая моторика
Это все те же занятия с мелкими предметами: нанизывание бусин на нитку, лепка из пластилина, пересыпание и перекладывание зерен и пуговиц из одной емкости в другую. Хождение
Стимулируйте ребенка развивать навык хождения. Если малыш уже твердо ходит, можно совершать с ним короткие пешие прогулки, шагать за ручку по лестнице, переступать через небольшие препятствия, обходить лужи и т.д. Когда ребенок еще не делает самостоятельных шагов, а ходит только за руку, можно предложить ему самому подойти к вам за игрушкой 2-3 шага. Иногда для лучшего равновесия в руки малышу дают небольшой мячик. Можно попросить малыша дать вам мячик и отойти на пару шагов. Таким образом, ребенок будет одновременно занят игрой и укрепит навык передвижения. Социализация
Поощряйте общение с другими детьми. Если у малыша есть старшие братья и сестры, приобщайте их по мере возможности к совместным играм. Ребенок должен иметь широкий круг общения. Хорошо, когда кроме родителей и ближайших родственников в него входят близкие друзья мамы и папы, двоюродные братья и сестры, дяди, тети.

Полноценное здоровое развитие ребенка включает в себя не только соответствие физическим и психологическим нормам. Между малышом и родителями должна присутствовать крепкая эмоциональная связь. Эта связь необходима детям как воздух. Она стимулирует развитие их личности, положительных черт характера, создает чувство защищенности и безопасности. Поэтому помимо повседневного ухода за ребенком, игр, прогулок и кормлений следует не забывать об эмоциональной составляющей воспитания. В семьях любящих родителей дети развиваются активнее и часто опережают своих сверстников.

3 недели

Малыш по-прежнему спит большую часть времени, кушая до 12 раз за сутки, поскольку размер его желудка чрезвычайно мал. К возрасту 20 дней младенец прибавит еще примерно 150–200 г, подрастет на несколько мм. Суточная норма молока в этом возрасте равна пятой части веса крохи, и такой она останется еще три недели. Кстати, сейчас младенец начинает срыгивать, т. к. пищеварительная система перестраивается на новый тип питания. Стул ребенка обретает более выраженную консистенцию и маслянисто-молочный запах. При искусственном вскармливании он имеет зеленоватый или коричневый оттенок и более резкий запах, частота опорожнения кишечника в этом случае в несколько раз меньше.

Активность ребенка постепенно растет. На этой неделе к вечеру начинает проявляться раздражительность из-за большого количества дневных впечатлений. Лучшим способом снять напряжение становится плач (теперь более резкий). Обостряется обоняние и реакция на звуки (учащаются пульс и сосательные движения, малыш замирает, может моргать или вздрагивать)

Важное значение имеет осязание. У ребенка должна быть возможность постоянно касаться разных поверхностей телом и конечностями

Что сейчас умеет кроха? Держать головку около 10 секунд, цепляться за пальцы взрослых, пытаясь подтянуться, лежать на животике, поворачивать головку на звук, улыбаться (правда, пока еще рефлекторно), ненадолго останавливать взгляд на крупном предмете или лице мамы, улавливая ее эмоции. У младенца появляется первая мимика и первые воркующе-чмокающие звуки.

Как развивать ребенка в 1 месяц

Каждый ребенок индивидуален, у него свой собственный ритм развития. Родители могут помочь ему, если будут использовать разные методики воспитания, полезные для социального развития.

Социальное развитие

Маме нужно чаще смотреть ребенку в глаза, тогда он будет учиться узнавать ее лицо. Если малышу улыбаться и изображать забавные гримасы, кроха будет внимательно изучать выражение лица. Если младенца укачивать на руках и нежно обнимать, он будет расслабляться и чувствовать себя в безопасности.

Если в 1 месяц малышку нежно обнимать и танцевать с ней под спокойную музыку, она будет чувствовать успокоительный ритм движения. Когда родители отвечают на сигналы, которые использует малыш, чтобы выразить и описать свои эмоции, ребенок будет чувствовать, что о нем заботятся, его обращение было услышано, и перестанет беспокоиться.

Эмоциональное и психическое развитие

Детки развиваются намного быстрее, если с ними заниматься. Время бодрствования месячного малыша составляет около 3-4 часов в сутки. В этот период маме нужно находиться рядом с ребенком и чем-то его занимать. Кроха нуждается в маминой защите, ласке и заботе

Мама должна как можно чаще брать малыша на ручки, наклоняться над его кроваткой, улыбаться и всячески привлекать его внимание. Разговаривать с ребенком необходимо также во время кормлений, пеленания, купания на ночь

Очень полезно включать тихую музыку, так как она активизирует работу головного мозга. После купания обязательно делать легкий массаж тела. Он будет успокаивать малыша и оказывать положительное влияние на нервную систему.

Обратите внимание! Плач – это единственный сигнал, который может подать ребенок, если его что-то беспокоит. Также карапуз может протестовать плачем, когда мама хочет одеть на него одежду

Когда в семье тихая и спокойная атмосфера, малыш будет чувствовать себя в безопасности, следовательно, нормально развиваться.

Малыш в кроватке с игрушками

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector