Детская агрессия

Как помочь справиться со злостью

Если ребёнок агрессивен здесь и сейчас, действуйте так.

‍Помните, что вы — взрослый. У вас уже есть навык сохранять самообладание. Ребёнок только учится этому — ему нужна помощь. Не заражайтесь и не заводитесь, так вы закрепляете модель реагирования злостью на злость.

‍Крепко обнимите ребёнка. Объятия помогут приступу агрессии сойти на нет. Тактильный контакт — проявление любви и защиты, в которых нуждается агрессивный ребёнок. Если ребёнок кричит и отказывается, продолжайте спокойно предлагать: «Давай я тебя обниму», «Давай я тебя пожалею».

‍Валидируйте чувства. Проговорите состояние ребёнка: «Ты злишься, потому что…», «Ты сейчас зол из-за того, что…», «Я понимаю твою злость». Объясните, что испытывать негативные эмоции — это нормально.

‍Не стыдитесь происходящего. Если приступ злости у ребёнка случился в общественном месте, часто родителям становится стыдно перед окружающими. Родители начинают шикать на ребёнка: «Как тебе не стыдно, все смотрят» и больше думают о мнении других, чем о состоянии ребёнка в этот момент. Постарайтесь абстрагироваться от общественного мнения и сконцентрироваться на том, что ребёнку сейчас плохо, ему требуется ваша защита и помощь.

‍Поговорите. Когда ребёнок успокоится, проведите беседу: обсудите ситуацию, его чувства, ваши чувства, проблему, что можно было сделать, что предлагаете сделать в следующий раз. Обсуждение должно проходить наедине. Убедитесь, что находитесь на уровне ребёнка — например, присядьте на корточки, а не говорите с высоты своего роста. 

<<Форма с консультацией>>

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

Если описанные выше виды нарушений поведения являются в большей степени результатом погрешностей в воспитании и в меньшей — следствием общей возрастной незрелости центральной нервной системы, то в основе гипердинамического синдрома могут лежать микроорганические поражения головного мозга, возникшие в результате осложнений беременности и родов, истощающие соматические заболевая раннего возраста (тяжелый диатез, диспепсия), физические и психические травмы. Никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и воспитателей детских садов, как эта, весьма распространенная в дошкольном возрасте (Гарбу. зов В. И., 1990).

Основные признаки гипердинамического синдрома — отвлекаемостъ внимания и двигательная расторможенность. Гипердинамичный ребенок импульсивен, и никто не рискнет предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и он сам. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.

Самая большая проблема гипердинамичного ребенка — его отвлекаемость. Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем и ни одно дело не доводит до конца. Он любопытен, но не любознателен, ибо любознательность предполагает некоторое постоянство интереса.

Пик проявлений гипердинамического синдрома — 6-7 лет. В благоприятных случаях к 14-15 годам его острота сглаживается, а первые его проявления можно заметить уже в младенчестве.

Отвлекаемость внимания и двигательную расторможенность ребенка необходимо настойчиво и последовательно преодолевать с самых первых лет его жизни. Необходимо четко разграничивать целенаправленную активность и бесцельную подвижность. Нельзя сдерживать физическую подвижность такого ребенка, это противопоказано состоянию его нервной системы. Но его двигательную активность надо направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнением какого-то поручения. Хорошую помощь могут оказать подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Самое главное — подчинить его действия цели и приучить достигать ее.

В старшем дошкольном возрасте гипердинамичного ребенка начинают приучать к усидчивости. Когда он набегается и устанет, ему можно предложить заняться лепкой, рисованием, конструированием, причем нужно обязательно постараться сделать так, чтобы интерес к такому занятию побуждал ребенка довести начатое дело до конца На первых порах требуется настойчивость взрослых, которые  физически удерживают ребенка за столом, помогая ему кончить постройку или рисунок. Постепенно усидчивость станет для него привычной и, поступив в школу, он сможет усидеть за партой весь урок.

Если коррекционная работа с гиперактивным ребенком проводится настойчиво и последовательно с первых лет его жизни, то можно ожидать, что к 6-7 годам проявления синдрома будут преодолены, в противном случае, поступив в школу, гиперактивный ребенок столкнется с еще более серьезными трудностями. О том, как работать с гиперактивными младшими школьниками, будет рассказано в дальнейшем. К сожалению, такого ребенка зачастую считают просто непослушным и невоспитанным и пытаются воздействовать на него строгими наказаниями в виде бесконечных запретов и ограничений. В результате ситуация только усугубляется, так как нервная система гипердинамичного ребенка просто не справляется с подобной нагрузкой и срыв следует за срывом. Особенно сокрушительно проявления синдрома начинают сказываться приблизительно с 13 лет и старше, определяя судьбу уже взрослого человека.

Пики проявление детской агрессивности

Детские психологи выделяют возрастные кризы – пики детской агрессивности, и первый из них приходится на 3-4 года, следующий – на 6-7 лет.

Агрессия ребёнка может быть направлена на близких ему людей, на окружение, на животных, на внешние объекты, и даже на себя. В последнем случае ребёнок может тянуть себя за волосы, грызть ногти, отказываться от еды.

Существенное влияние на поведение ребёнка оказывает эмоциональный климат в семье, и в первую очередь отношение к нему мамы, как самого близкого человека. Даже младенцы криком способны проявлять свой гнев, если не удовлетворяются их потребности. С двух лет уже можно заметить неуступчивость и упрямство маленьких человечков. В три года у ребёнка появляется самость, образ себя, именно в этот момент и появляется агрессия к окружающему миру.

Маленькие дети, желая сохранить материнскую любовь, могут быть жестоки по отношению к новорождённым братьям-сёстрам. Иногда адаптация к детскому саду или негостеприимному двору сопровождается драками, царапаньем или кусанием, плевками. Агрессия может вылезти криком, ломкой и швырянием игрушек, размахиванием палкой во все стороны, хлопаньем дверей и прочими неудобствами. Девочки, как правило, прячут агрессию за желанием командовать, начинают вести себя, как принцессы или королевы.

Замечено, что наиболее агрессивные дети вырастают в тех семьях, где им уделяется мало внимания, если взрослые ими не интересуются, где ребёнок подавляется как личность, где физическое наказание предпочтительнее терпеливого объяснения.

Проявление агрессии в различные возрастные периоды

Проявление агрессии возможно еще в период младенчества, в ситуациях, когда ребенку не дают покушать или долго не берут на руки. В каждый период взросления, агрессивное поведение может иметь особые принципы проявления. Попробуем разобрать эти особенности.

Дошкольный возраст

2 года – наблюдаются абсолютно не поддающиеся контролю, кратковременные приступы. Причинами вспышки выступают попытки опробовать поведенческую модель, с целью получения обратной реакции со стороны взрослых. Может проявляться через кусание.

3 года – проявление более яркое, многообразное (толкание, плевание, бросание игрушек, истерики и царапанье).

4 года – развивается способность контроля над переживаемыми эмоциями и приходит понимание, что за любой шалостью следует наказание. Дети этого возраста более спокойны и сдержаны. Проявления агрессии разовые (толкание, стук, удар или бросок игрушкой).

5 лет – проявляются ярковыраженные гендерные особенности проявления столь негативной эмоции. Мальчики начинают использовать физическую силу, а девочки – используют словесное оружие.

6 лет – приходит некая мудрость, позволяющая в достаточной степени контролировать эмоции и высказывать агрессию крайне выборочно (исключительно в ситуации, когда уверены в победе и отсутствии наказания).

Младший школьный возраст

7 лет – ребенок в это время осознает себя в новом статусе, примеряя роль не только одноклассника, но еще, конечно, и ученика. В ситуации неудачи может прослеживаться импульсивная агрессия, однако, при отсутствии контроля, может случиться стойкий паттерн (шаблон/модель).

8 лет – проявление агрессивности после школьной адаптации является тревожным звонком для родителей, требующим определения первоисточника. Зачастую, причина банальна – копирование поведения антигероев.

9-10 лет – время выражения протеста на какие-либо факторы любыми доступными способами.

Подростковый период

В это время поведение подростка может принимать самые жестокие и неприемлемые для общества форматы. Нетипичное проявление пубертатного периода может стать причиной самых неблагоприятных последствий.

Важно своевременно выявить и предупредить негативное поведение подростков, сводя его проявление к минимуму.

Как помочь подростку

Основная тяжесть оказания помощи в таких ситуациях ложится на родителей или близких.

Прежде всего необходимо понимание причин таких нарушений поведения. Если налицо семейные проблемы (конфликты, гиперопека или гипоопека, психические расстройства у членов семьи), то нужно заняться «оздоровлением» атмосферы внутри семьи. Здесь помогут и совместное времяпровождение, и занятия семейной психотерапией, советы психолога и т.д. 

Если нет видимых и объяснимых причин — то следует обратиться на консультацию к врачу психиатру чтобы исключить заболевания, требующие лечения. В случае если подросток отказывается идти на прием к врачу, имеет смысл сходит на прием к доктору без него.

Как проявляются приступы злости у детей

В зависимости от возраста дети выражают агрессию по-разному:

  • до 1,5 лет: плач, укусы, швыряние игрушек; 
  • 1,5–5 лет: возможны вспышки ярости, физическое нападение на сверстника, крик, плач, топанье ногами, валяние на полу, убегание, обзывательства;  
  • 5–7 лет: драчливость, истерики, оскорбления, игнорирование, порча имущества;  
  • младший школьный возраст: дразнилки, «лёгкие» нападения (толкнуть, отобрать рюкзак, кинуть чем-то), планирование мести, порча имущества, игнорирование просьб, слёзы;
  • старший школьный возраст: физическая и вербальная агрессия, перенос агрессии на себя. 

Как бы ребёнок ни проявлял злость, важно разобраться в причинах происходящего, решить конфликт здесь и сейчас и предотвратить агрессию в будущем. 

Как помочь предотвратить агрессивное поведение

Вот профилактические меры.

‍Проявляйте любовь. Чем большей заботой и контактом окружён ребёнок, тем меньше ему приходится прибегать к негативным эмоциям для привлечения внимания.

‍Никогда не поднимайте руку. Психологи сходятся во мнении, что даже «несерьёзное» физическое наказание (например, шлепок по попе) может травмировать психику ребёнка и впоследствии привести не только к вспышкам агрессии, но и неумению отстаивать границы, страху перед окружающими и низкой самооценке.

‍Соответствуйте своим же требованиям. Если мама пытается объяснить недопустимость агрессии, а сама при этом кричит — слова расходятся с делом. Если папа говорит, что использовать нецензурные слова плохо, а сам ругается — у ребёнка в голове снова формируется неправильная картинка.

‍Найдите, куда выплескивать энергию. Полезно записаться на спортивные тренировки — спорт помогает избавиться от чрезмерной агрессии и навести порядок в голове.

Используйте психологические упражнения. Регулярно выезжайте в безлюдное место на природу, чтобы громко покричать в пустоту вместе с ребёнком — полезно для всей семьи. В домашних условиях можно порвать бумагу, побить грушу, избить подушку, поиграть с песком, водой — это экологичные способы выражать злость.

Расстройства аутистического спектра

Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС. В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц. Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер.

Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций.

Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками. Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста – это мир его фантазий, установок,  известных очень часто только ему. Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы.

Шизофрения раннего возраста

Симптомы и признаки детской шизофрении имеют много сходных черт с ее течением у взрослых. Но, тем не менее, не лишены они и специфических проявлений, которые, надо сказать, осложняют ее диагностику.

Болезнь разделяют на три вида, охватывающие разные возрастные периоды:

  • шизофрения раннего возраста – от 0 до 3 лет;
  • дошкольного возраста – от 3 до 5–7 лет;
  • школьного возраста – после 7 лет;

Удивительно, но первые признаки шизофрении у детей можно заметить уже в грудном возрасте, на первом году жизни, хоть в этот период они и проявляются достаточно редко. Сложность заключается в следующем: они настолько размыты и нетипичны, что не каждая мать сможет заподозрить в них дебют психического расстройства:

  • ребенок вялый и малоподвижный. Не реагирует на игрушки. Не просыпается на кормление, не плачет перед кормлением. Создается впечатление, что он не ощущает чувства голода. Проявляет по отношению к матери эмоциональную холодность: не улыбается ей, не протягивает ручки. Безразличен к дискомфортным условиям;
  • моторное возбуждение. Возникает в дневное время. Ребенок лежит в кроватке и дергает руками, ногами. Но эти движения не похожи на нормальную возрастную двигательную активность. Они однообразны, напоминают автоматизмы. Происходят на сниженном эмоциональном фоне, то есть малыш не проявляет никаких эмоций. Двигательные навыки с возрастом не усложняются. Мало того, теряются уже приобретенные;
  • аффективные нарушения. Появляется чрезмерная плаксивость. Грудничок плачет и днем, и ночью. Тревожность и плач возникают периодами, чередуясь с фазами относительного спокойствия. Например, за ночь тревожные приступы могут повторяться 2–3 раза.

Симптомы шизофрении у детей  второго – третьего года жизни сопровождаются, прежде всего, угасанием эмоций. Малыши становятся малоактивными, неулыбчивыми, безэмоциональными. В отдельных случаях детки, которые уже начали ходить, теряют эту способность. Они начинают ползать, движения приобретают хаотичную направленность, по развитию соответствующую месячному возрасту.

С другой стороны, такие малыши становятся возбужденными. Они часто находятся в состоянии постоянной, бесцельной ходьбы, по кругу или в виде маятника, раскачиваются из стороны в сторону. При этом лицо становится отрешенным либо дети начинают строить разные гримасы. Несмотря на ходьбу в течение продолжительного времени (1 часа и более), они не устают. Остановить их в бесцельных желаниях становится очень сложно. Они вырываются и продолжают процесс.

Расстройство в этом возрасте также может выражаться в беспричинном хохоте или плаче, в неорганизованном беге и прыжках.

Резкое возбуждение сменяется вялостью. Дети стремятся лечь в тихом, отстраненном месте: под кроватью, в углу. Принимают неестественную позу. Их очень сложно вывести на прогулку, приходится делать это силой. Сон также нарушается. Малыши просыпаются среди ночи, и долгое время проводят без сна.

В целом, картина заболевания у детей до 3 лет сводится к бесцельным движениям и автоматизмам, к регрессу в развитии. На фоне патологического состояния возникают страхи, не имеющие под собой основания. Это может быть боязнь любого предмета: машин, деревьев и т.д. Когда устрашающий объект попадает в поле зрения, ребенок становится тревожным, возбужденным. Но стоит убрать его из виду, и состояние малыша нормализуется.

Детское горе при потере близких

Дети, как и взрослые, всегда переживают потерю близкого. Детскому горю в целом свойственны такие особенности, как отсроченность, скрытость, неожиданность, неравномерность. Ребенок может не проявлять немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы. В некоторых случаях настоящее осознание и переживание утраты приходит с большим запозданием и под воздействием какого-либо значимого события, например, еще одной потери. У ребенка могут отсутствовать явные проявления горя, такие как плач или словесное выражение эмоций, однако присутствовать признаки скрытого переживания утраты в виде действий, изменений поведения и невротических симптомов. Открытое выражение детского горя подчас оказывается неожиданным для окружающих: только что ребенок играл, резвился и вдруг «ударяется в слезы». Примечательно, что у детей горевание часто имеет волнообразный характер, когда всплеск эмоций и поток слез сменяются относительным успокоением или даже оживлением и моментами веселья. Дети переживают горе очень неравномерно и склонны выражать свою печаль от случая к случаю на протяжении длительного промежутка времени.

Реакция детей на смерть близкого часто остается для взрослых тайной за семью печатями. Бывает так, что реакция ребенка на утрату шокирует окружающих или, как минимум, приводит их в недоумение. А иногда взрослые даже не знают, переживает ли ребенок утрату, а если да, то как именно он ее переживает. Тем более не ясно, чем можно ему помочь.

Родители детей, потерпевших утрату, как правило, сталкиваются с таким вопросами, как:

  • сообщать ребенку о смерти близкого или нет?
  • включать его в процесс семейного оплакивания и в хлопоты, связанные с похоронами, или нет?
  • брать его с собой на похороны или нет?
  • вспоминать с ребенком умершего или нет?

Обращение к детскому психологу позволит родителям не только предотвратить нежелательные последствия утраты для ребенка, но и добиться определенных позитивных результатов.

Ошибки родителей: рекомендации специалиста

Рассмотрим советы психолога при агрессии у ребенка 7 лет. Лучшие родители — подготовленные родители. Для них могут быть полезными специальные курсы, книги, видеоуроки и многое другое

Важно применять все возможное, чтобы справиться с ошибками, которые могут возникнуть в процессе общения

  • Самая распространенная ошибка — агрессия со стороны родителей.
  • Если взрослые ведут себя неподобающе, то что можно сказать о детях, у которых еще не развито критическое мышление и способность правильно оценивать поступки.

Помните, что гневными криками и суровыми наказаниями с агрессией у ребенка справиться невозможно, а вот усугубить ситуацию — вполне.

Родители, продолжайте искать способы побороть раздражительность. Не ставьте на ребенке крест и не считайте, что борьба с агрессией — его личное дело. Он еще слишком юн, чтобы правильно оценивать свои действия, и не осознает суть проблемы. Помните, что ваша помощь и поддержка могут стать решающими в борьбе с этой трудностью.

Негативное влияние гаджетов на детскую психику и поведение

Неумелое или бесконтрольное использование гаджетов в различных возрастных периодах могут провоцировать отклонение от норм поведения. Как известно, гаджеты способны негативно влиять не только на физическое, но и на психическое состояние детей.

Встречается несколько типов проблем, вызванных гаджетами, которые способны перейти в агрессивное поведение ребенка, что связано с нарушением психоэмоционального состояния детей. К такого рода проблемам принято относить:

  • нарушение эмоционального развития – предопределяет нормальность общения ребенка со сверстниками;

  • рассеянность, недостаточный уровень концентрации – вызывает проблемы с фокусировкой внимания, что зачастую является причиной раздражительного поведения;

  • перенапряжение сенсорной системы – восприятие сигналов окружающей среды может вызвать перевозбуждение психики.

Чрезмерное использование гаджетов в период взросления, может крайне негативно отразиться на нервной системе ребенка. Могут возникнуть такие сложности, как:

  • психические заболевания – провоцируются современными играми, сюжет которых может являться причиной не только агрессивного поведения, но еще и формированием страхов, истерии и прочих проблем в поведении ребенка;

  • агрессия – насилие, сцены убийства и пр. могут спровоцировать немотивированное агрессивное поведение;

  • информационная перегрузка – бесконтрольный поток огромного количества информации не просто утомляет, а может стать причиной потери возможности сосредоточения, что провоцирует раздражительность.

Какие факторы могут усилить агрессивное поведение пятилетнего ребенка

Педагогам, психологам и родителям следует быть очень внимательными, если

  • ребенок испытал любое насилие;
  • он наблюдал насилие в семье или у окружающих;
  • видел насилие по телевидению;
  • в семье есть лица, употребляющие алкоголь или наркотические вещества;
  • если семья находится на стадии прекращения брака;
  • в семье, где есть только мама, родители не имеют работы и мало обеспечены;
  • в доме хранится огнестрельное оружие.

Родители должны научить ребенка быть терпеливым, уметь управлять эмоциями. Семья должна ограничивать своего малыша от негативного воздействия окружающей среды. Но изолировать малыша невозможно. Следовательно, с малышом надо разговаривать, учить его справляться с негативными эмоциями.


Многочасовой просмотр телевизора приводит к вспышкам неконтролированной агрессии

Что стимулирует повышенную агрессию

  • Риск повышения уровня агрессии у детей 5 лет возникает, если у конкретного ребенка нарушается взаимопонимание со сверстниками, малыш начинает ощущать свою изолированность. Результатом становится повышенная агрессивность. Родители и педагоги должны помочь избавиться ребенку от этого, попытаться настроить малыша позитивно и изменить его поведение.
  • Есть и еще один фактор, который стимулирует агрессивное поведение – это недостатки в воспитании. Бывает, что родители просто поощряют озлобленность ребенка к окружающему миру.
  • Депрессии, встречающиеся у детей, так же являются стимулами гневливости.
  • Конечно, фактором, который стимулирует агрессию, являются и отклонения психического развития. Это различные состояния, пограничные с шизофренией и паранойей.
  • Аутичные и умственно отсталые дети так же подвержены агрессивным выпадам. Поведение таких детей может быть агрессивным вследствие разочарований, обид, неспособности справиться с эмоциями.
  • Деструктивные расстройства так же могут  стимулировать агрессивное поведение.

Наиболее вероятные причины детской агрессии

Причинами детской агрессии могут выступать различные факторы, которые могут даже быть даже не связаны между собой, в частности:

  1. Эмоциональная нестабильность – в ситуации, когда у ребенка утрачены связи положительных эмоций, могут возникать ситуации закрепления агрессивности.

  2. Отсутствие уважения к личности ребенка – встречается при оскорблении, унижении или непозволительных высказываний в сторону ребенка, что приводит к формированию комплексов.

  3. Низкий уровень самооценки – отсутствие уверенности в себе приводит к тому, что ребенок престает доверять и окружающим его людям. В целях создания максимально безопасных условий, срабатывает принцип: лучшая защита – нападение.

  4. Чрезмерная или недостаточная опека – отсутствие или чрезмерный уровень контроля могут скрывать в себе негативное влияние на ребенка, что порождает не только страх и тревогу, но еще и протест против существующих правил.

  5. Желание стать лучшим – проявление отрицательного поведения позволяет добиться желаемого.

  6. Стать одним из всех – попадая в негативное окружение, ребенок пытается адаптироваться и стать таким, как и все.

Ошибки родителей

Сформировать задатки агрессивности может ряд факторов, за развитием, становлением и закреплением которых не уследили родители. К числу таковых стоит относить:

неординарный стиль воспитания (чрезмерное или недостаточное внимание со стороны взрослых);

проявление демонстративной модели соответствующего поведения (к кому-либо из семьи);

отсутствие внимания, равнодушное поведение к успехам ребенка в социуме;

недостаток внимания к ребенку или же дефицит семейного общения;

бесконтрольный просмотр фильмов/программ, а также длительное использование гаджетов.

Эмоциональная нестабильность

Обучение

Мария Владимировна Осорина
18 октября–6 ноября 2021
Дополнительное профессиональное образование
Детская практическая психология
42 800 руб.

Участвовать

Источником агрессивности у детей 2–6 лет может быть их эмоциональная нестабильность. До 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые часто называют капризами. Настроение малыша может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. Когда проявления раздражения или негативных эмоций ребенком считаются недопустимыми и всячески подавляются под влиянием принятого в семье стиля воспитания, родители ребенка могут столкнуться с немотивированными, в их понимании, вспышками гнева.

В этом случае ребенок переносит свою агрессивность не на «обидчика», а на все, что под руку подвернется. Это могут быть предметы и игрушки, которые он станет швырять и ломать. Или растение, у которого он оторвет листья и цветы. Или маленький котенок, которого он безнаказанно (если никто не видел) пнет. Можно также выместить обиду на более слабых: младшем братике, сестренке. Чем жестче установленные дома правила поведения, тем агрессивнее может быть поведение ребенка вне дома (или в стенах дома в отсутствие авторитетных для ребенка взрослых).

Как понять, что ваш ребенок агрессивен? Вот несколько признаков агрессивного ребенка:

  • постоянно теряет контроль над собой;
  • ругается и спорит с окружающими;
  • постоянно пытается раздражать других детей и взрослых;
  • винит остальных в своих ошибках;
  • часто сердится;
  • отказывается делать что-либо;
  • он мстителен и завистлив.

ПАССИВНОСТЬ

Нередко взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении ребенка, считают, что он просто «тихоня», отличается хорошим поведением. Тем не менее это далеко не всегда так.

«Тихие» дети испытывают разнообразные и далеко не самые приятные эмоции. Ребенок может быть несчастным, подавленным или застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным, ибо может пройти немало времени, прежде чем появится ответная реакция.

Нередко тихое поведение ребенка — реакция на невнимание или неурядицы дома. Впадая в такое поведение, он изолируется в собственном мире

Проявлениями этого являются посасывание пальца, царапание кожи, выдергивание у себя волос или ресниц, раскачивание и пр.

Простое приказание прекратить это занятие вряд ли сработает, так как оно помогает ребенку справиться с душевным состоянием. Более эффективным будет все то, что поможет ему выразить эмоции. Необходимо также выяснить, какие события или обстоятельства вызвали у ребенка такое состояние, так как осведомленность поможет найти пути установления контакта с ним. Если позволяет возраст (старше 4 лет), можно простимулировать ребенка выразить свои чувства в игре или доверительной беседе. Основные направления работы с таким ребенком — помочь выразить свои переживания в иной, более приемлемой форме, добиться его доверия и расположения, разрешить в непосредственном контакте с родителями ту ситуацию, которая вызывает у ребенка столь тяжелые переживания.

Другой причиной тихого, пассивного поведения ребенка могут быть страх перед незнакомыми новыми взрослыми, малый опыт общения с ними, неумение обратиться ко взрослому. Такой ребенок может и не нуждаться в физической ласке или вообще не переносить физических контактов.

Всегда есть риск, что ребенок слишком сильно привяжется к взрослому, вытащившему его из «скорлупы». Необходимо помочь ребенку приобрести уверенность в себе, только тогда он сможет выйти из-под опеки одного взрослого, которому доверяет, и научится сам сходиться с новыми людьми — сверстниками и взрослыми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector